http://www.ust-kulom.parma.ru/about/new … ENT_ID=443
Трибуна от 13.05.2011 г. http://www.tribuna.nad.ru/modules/news/ … oryid=7526
Без дороги — безнадега
Жители Усть-Куломского района требуют навести порядок в дорожной отрасли
В старой песне поется, что дорога — не только асфальт и бетон. Песне этой полвека, но для нас она очень актуальна. Ибо наши дороги из асфальта и бетона состоят в меньшей степени, а в большей — из ям, рытвин и ухабов. Коллективное письмо, пришедшее в «Трибуну» из села Помоздино Усть-Куломского района, в очередной раз это подтверждает. Под обращением в редакцию — почти пятьдесят подписей. Это письмо и позвало корреспондента в дорогу. Ту самую, состоящую из ухабов...
«Денег нет и не будет...»
— Дорога для нас — пожалуй, «самое больное место», — говорит житель Помоздино, школьный учитель Николай Лодыгин. — Если не будет дорог, как проедет сюда бригада скорой помощи, как подвезут товар? Кстати, товары зачастую возят из Кирова или Чебоксар. Перевозчики матерятся: только, мол, машины гробим...
Николай Аркадьевич готовит в школе будущих трактористов и очень надеется, что эта профессия мальчишкам пригодится — значит, они смогут остаться в родном селе. Но Лодыгин понимает — эти надежды весьма призрачны. Село хиреет, работы почти нет, а без дороги станет еще хуже.
— Много лет нам без конца обещают отремонтировать дороги, — продолжает Н. Лодыгин. — Но в итоге звучит одна и та же фраза: «Денег нет и не будет...»
Большинство подписавших письмо — водители. Как они сами говорят, это нынче самая активная и трудоспособная часть населения Помоздино. Это и понятно: есть колеса — есть и возможность работать. Ведь до райцентра — сто километров, до города — почти триста.
— Стыдно за такую дорогу, но самое обидное, что мы к этому стыду уже привыкли, — переживает житель Скородума Иван Уляшев. — Все эти годы мы не живем, а выживаем...
Иван — профессиональный дорожник. Получив специальное образование, он долго работал грейдеристом в дорожной организации. Так что состояние здешних «трасс» оценивает как специалист.
Уляшев помнит, как строили местные дороги, ремонтировали, берегли. Но в 90-е годы его предприятие развалилось, и он остался без работы. За это время районная дорожная сеть пришла в ненормативное состояние.
У дорожников есть такое понятие — недоремонт. Эти самые «недоремонты» накапливаются годами. И в один отнюдь не прекрасный момент количество перейдет в качество. Вернее — в полное бездорожье.
Это касается не только дороги на Помоздино. И остальные автотрассы района давно уже требуют ремонта. Об этом, в том числе и о злополучных мостах близ Зимстана, «Трибуна» не раз писала.
Деньги на капитальный ремонт усть-куломских дорог не выделялись с 2007 года.
Дорога, идущая через Помоздино, тоже не в лучшем состоянии. Зимой ее чистят редко и плохо. Вот только к выборам, говорят местные жители, до блеска вычистили, но выборы-то нечасто бывают... В сельской администрации ответ все тот же — нет средств.
Дороги дороги,
а бездорожье дороже...
«Дырки» время от времени все же латают. В частности, по жалобам населения специалисты администрации и сотрудники ГИБДД обследовали дороги и сделали вывод: трассы действительно находятся в ненормативном состоянии. Затем был подан иск в суд на Дорожное агентство РК. Суд удовлетворил иск, а в феврале этого года прокуратура Усть-Куломского района направила 19 исполнительных листов в адрес руководителей дорожной отрасли региона.
Иски и решения есть, а дорог — нет. Иван Уляшев говорит, что беседовал с должностными лицами района, ответственными за дорожный вопрос. Они называли цифры — сколько средств предполагается выделить на «помоздинские ухабы».
— Я прикинул, что на эти деньги можно купить только пару машин асфальта, залатать дыры на небольшом отрезке. Эти крохи проблемы никак не решат. Но выход искать надо!
Легче всего отговориться тем, что «денег нет». Но может, их надо просто разумно расходовать? — пишут селяне. Не распылять средства, а определить приоритеты, составить и обнародовать «стратегический план благоустройства» села и района. И наконец, открыть информацию для населения о том, как расходуются средства на ремонт дорог, как, например, идет партнерство с «Монди», каков вклад крупного предприятия в инфраструктуру района. Помоздинцы предлагают создать «общественные звенья», которые могли бы помогать местным властям контролировать этот процесс.
«Будем думать»
Мы связались с заместителем главы администрации Усть-Куломского района Иваном Поповым, курирующим местную дорожную отрасль. Вот что он сказал:
— В этом году запланирован ремонт дороги по Скородуму (деревня в нескольких километрах от Помоздино — Ред.). Однако средства отпущены лишь на текущий ремонт и содержание, на капитальный ремонт денег не выделено.
— Выходит, все так и есть, как пишут помоздинцы? И никаких надежд на хороший ремонт?
— Недавно новый глава района Дмитрий Шатохин встретился с руководителем Дорожного агентства республики Эдуардом Слабиковым. С 15 по 22 мая в районе будут работать специалисты технадзора. Они обследуют дороги после зимнего сезона, составят дефектную ведомость. Будет составлена и смета. Тогда станет ясно, какие участки нуждаются в первоочередном ремонте. Да, средств немного, но будем думать, искать дополнительные возможности...
Вчера, когда верстался этот номер, новый глава района Дмитрий Шатохин приехал в Помоздино. Среди вопросов, заданных ему местными жителями, конечно, был и дорожный...
Людмила КУДРЯШОВА.