Владимир Владимирович Соловьев
родился в Ново-Орском районе Оренбургской
области 18 июня 1953 г. В 1976 году закончил
исторический факультет Ленинградского
государственного университета. Кандидат
исторических наук.
Область научных интересов – этнография,
фольклор народа коми, аграрная история Коми края в XVIII в.
Всего им написано 30 работ, из них опубликовано 25.
ПЕРУН И ПЕРА-БОГАТЫРЬ: В ПОИСКАХ СРОДСТВА
Одним из теневых вопросов в истории установления христианства в Древней Руси князем Владимиром (988 г.) остается вопрос о последующей участи и исторических судьбах языческого культа Перуна, свергнутого в ходе христианизации.
Известно, что первым шагом в централизации как в государстве, так и в дохристианской идеологии стала «языческая реформа» князя Владимира (980 г.), в результате которой пантеон языческих божеств был подчинен верховному богу – Перуну, громовержцу и повелителю природных стихий. Изначально – 980 г., культ Перуна имел сословный характер; почитался исключительно в дружинной (воинской среде) и, как надо полагать, большой популярностью в народных слоях не пользовался.
Тем не менее, несмотря на исключительно короткий срок его существования – 8-лет – по всей России, распространились языческие святилища с центральным, главенствующим идолом – Перуном (в летописях: «...Перунов много). Есть основания предположить, что в названии таких городов как Перемышль, разного рода Переяславлей (Переяславль Русский –под Киевом; в последующем – Переяславль Залесский) присутствует имя главного языческого бога: Переяславль – Пере (Перуну < я> (дал) славу. – вар.). Любопытно и то обстоятельство, что в гербе Переяславля Русского присутствует фигура самого Перуна (См.: Б.А. Рыбаков. Язычество Древней Руси. М., 1987, С. 54).
Редукция Перун-Пера общая участь многих терминов древнерусского (и, вероятно, – других славянских) языков по мере их распространения в простонародной и иноязычной (в нашем случае, – финно-язычной – B.C.) среде.
Обратившись выше к топонимии, особое внимание читателя обратим на тот факт, что в Великом Новгороде наибольшее внимание исследователей, как археологов, так и лингвистов приковывало местечко ПЕРЫНЬ, холм на котором в 983 году Добрыней («...со товарищи») — дядей Владимира,— было водружено главное идолище Перуна («...голова сребряна, ус злат»,— сообщает летопись). Большинство лингвистов связывает Перынь с Перынью, – небесной супругой Перуна, т.е. считает термин – личным именем женского божества.
Вообще же само имя Перун в разных языках варьирует: в белорусском Пярун (вероятно, так же он звучал и в Древней Руси), в литовском языке – Перкун, или Перкунас, у древних пруссов – Перконс. Вторая часть словагформанта – КУН, КОНС, КУН АС – возможно этимологически сопричастна КОНЮ – непременному атрибуту окружения князя. (Кстати отметить, что и в последнем слове присутствует тот же формант: КНЯЗЬ = КОН (КОНЬ) + ЯЗ (Я)) – его ближней дружины. Если учесть тот факт, что население Новгорода и его окрестностей – пятин издревле, а в момент призвания Рюрика с братьями «во княжении... на Русь» – несомненно, – представляло 2-язычную среду (а может быть даже – многоязыковую), но на двусоставной — славянофинской основе, то нет сомнения, что представление о Перуне, как верховенствующем языческом боге-идоле, одновременно с русским, укореняется и в западнофинских,– смешанных или чересполосных со славянскими племенами, языках. Само же название Перуна в этой среде, как отмечалось выше, уже изначально скорее всего было редуцировано.
В связи с нашей темой (принципиальный) интерес представляет история и этимология 2-х других терминов: а) этнонима – «пермь», собирательного обозначения нерусских племен бассейна Северной Двины и ее основных притоков; б) термина «Биармия» – неизвестного происхождения слова, обозначавшим легендарную северную страну, сказочно богатую золотыми идолами и пушниной, в скандинавских сагах. Созвучность обоих этих терминов очевидна и несомненна, что, однако, не мешает разно- и многотолкованию в этимологии как первого, так и второго термина.