М. Д. Игнатов
ПОРТРЕТ "КУЛАЦКОЙ" СЕМЬИ
ТЕРЕНТИЯ УЛЯШЕВА
Летом 1914 года в деревне Бадьельск Помоздинской волости Усть-Сысольского уезда побывал ученый-этнограф из Москвы Сергей Сергель. Не-сколько месяцев он прожил там на квартире в доме крестьянина Терентия Уляшева, наблюдая и подробно описывая повседневный быт, труд и образ жизни этой коми крестьянской семьи. За это же время он снял около трехсот фотоснимков, которые, к счастью, все сохранились в различных архивах и публиковались во множестве книг по истории Коми края - обычно без указания автора фотоснимков, места съемки и имен изображенных людей. Многие стали уже хрестоматийными, как, например, "Зырянин-сеятель", "Зырянин-пахарь", "Зырянская женщина", "Зырянин-охотник", "Расчистка новины", "Бороньба суковаткой", "Портрет зырянина , "Зырянская семья" и другие. Все эти снимки сделал Сергей Сергель в то лето 1914 года в деревне Бадьельск. На них – Терентий Уляшев и члены его семьи.
На основе своих научных наблюдений за жизнью семьи Терентия Уляшева С.Сергель написал замечательную книгу под названием "В зырянском крае" которая была опубликована в Москве в 1928 году. Вот небольшой отрывок из нее.
"Терентий смотрел (на мир и на людей) неторопливо и зорко. На голове имел шапку черных волос и черную же бородку и всегда работал. Не работал он лишь тогда, когда ел или спал. Жена у него тоже всегда чем-нибудь да занятая: то шитьем, то тканьем, то сбиванием масла, то в поле."
В ЗЫРЯНСКОМ КРАЕ – 2: ПОРТРЕТ "КУЛАЦКОЙ" СЕМЬИ
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться121.10.2008 20:04:33
Поделиться221.10.2008 20:06:06
О поразительном трудолюбии, честности и справедливости Терентия Уляшева и всех членов его большой семьи жители деревни Бадьельск помнят и рассказывают до сих пор. На мои расспросы о судьбе семьи Терентия 84-летняя Пелагея Никитична Уляшева ответила так: "Про Терентия, о его жене и их детей я никогда ни от кого не слышала ни одного плохого слова. Все они были такими трудолюбивыми и добрыми, что слава их жива в нашей деревне до сих пор. Не только мои родители, но и многие другие односельчане наши рассказывают, что зачастую просыпались по утром от скрипа повозок и понукания лошадей возвращающихся уже из леса Терентия и членов его семьи с грузом первой ходки. Сам Терентий и все его сыновья построили для своих семей большие дома, похожие на дворцы. При строительстве домов они приглашали иногда на помощь своих соседей. Так Терентий за каждый отработанный у него день за обычную работу платил по пуду зерна каждому работнику, а мастерам - кузнецам, столярам - платил по полтора пуда ржи. А кроме этого, они ведь еще и кормили очень вкусно и сытно всех работников. Мой отец говорил, что у Терентия можно работать за одну лишь еду без всякой дополнительной оплаты - так хорошо они кормили и поили брагой помогавших им работников."
Муж Пелагеи Никитичны, Иван Дмитриевич Уляшев, 86 лет, ветеран Великой Отечественной, дополняет:
"Мой отец всегда удивлялся: откуда только у Терентия столько хлеба и всяких продуктов, чтобы так щедро расплачиваться с работниками и так обильно угощать их? Но мы, конечно, все хорошо знали, откуда у Терентия все это богатство берется: просто он был крестьянином высшей пробы. Пашни свои он возделывал и удобрял так добротно, что снимал урожаи зерна по "сам-20". Чтобы навоза накопилось побольше, он содержал крупного рогатого скота до 20 голов - 5 лошадей и коров с телятами и бычков полтора десятка. Естественно, он постоянно сеял рожь на возделанных им в лесу новинах и там тоже собирал обильный урожай каждый год. У него были два больших житника с запасами хлеба, которые у него отняли в 1934 году - все до последнего зернышка, и дом его забрали под колхозное правление, и все имущество семьи тоже. Оставили Терентию только баньку для проживания семьи да лучшего друга его - охотничью собаку."
Все эти сведения о судьбе "кулацкой" семьи Терентия Уляшева подтверждает и Мария Дмитриевна Уляшева, 74 лет:
"Да, все это так и было. Столько они трудились всю жизнь в поте лица, столько сделали добра для всех жителей деревни, и все, как говорится, пошло котам под хвост, когда их раскулачили. Это же Терентий со своими сыновьями школу построили в нашей деревне, и до сих пор она стоит как новенькая, и все дети нашей деревни продолжают в ней учиться. Да и собственный дом Терентия, отнятый у него в 34 году, славно прослужил всем жителям нашей деревни в течение 64 лет и все еще продолжает служить. Сначала в его доме в одной из комнат было правление колхоза, а в двух других комнатах - детские ясли и столовая. Потом много лет подряд жилые комнаты использовались под клуб, а в большой задней пристройке к дому, где у Терентия был сарай со скотным двором и сеновалом, показывали кинофильмы.
Сейчас в этом здании используется уже только одна комната под библиотеку, и пора бы уже вернуть этот дом законным наследникам имущества Терентия, ведь жив еще внук его, Елизарий Иванович, отца которого, Ивана Терентьевича, тоже репрессировали в 1943 году как сына кулака якобы "за вредитель¬ство", да так он и погиб в лагере."
- А за что все-таки раскулачили семью Терентия?- задаю я наивный вопрос Марии Дмитриевне.
- За что? За то, что слишком трудолюбивый был и потому более состоятельный. Лентяям и беднякам местным завидно было смотреть на его полные амбары и сараи, и когда новая власть дала им волю грабить своих соседей - они не замедлили этим воспользоваться. Хотели заодно и всех сынов Терентия раскулачить, которые к этому времени жили уже отдельно от своего отца, имели свои дома и семьи. Но оказалось, что старшие сыновья Терентия - Иван и Егор - во время гражданской войны воевали на стороне красных, и какие-то крупные военные командиры из Москвы защитили их от разграбления. Зато младших детей Терентия не пожалели - их, как детей кулака, то ли посадили, то ли сослали на несколько лет в пригороды Сыктывкара на лесные и сплавные работы. А после того, как их освободили, младший сын Терентия, Михаил, уехал на Печору и забрал туда мать свою, Анну Семеновну, где она и умерла в 1942 году. С Иваном Терентьевичем местные коммунисты тоже расправились чуть позднее. Сначала у него путем шантажа в 1935 году отняли жилой дом, а в 43-м посадили в тюрьму и угробили там.
- А кто и как шантажировал его?
- Рассказывают, что Сава Педесей Петыр, бывший тогда секретарем сельсовета, явился к Ивану Терентьевичу и заявил: "Ты живешь слишком богато, у тебя слишком большой дом, и мы решили тебя раскулачить. Но если ты продашь мне свой дом за две тысячи рублей, то мы тебя не тронем и все имущество семьи оставим тебе". "Но это же цена жижи от грибного супа!"- возразил, говорят, Иван. Но затем подумал, посоветовался с семьей и согласился: лучше уж дом потерять, чем все имущество и голову вместе с ним.
- Однако же голову свою он потерял чуть позднее. За что его конкретно посадили?
- Лето 43 года было очень дождливое, а он на сенокосе стоговальщиком работал, и в нескольких скирдах сено запрело. Вот за это и посадили его как сына кулака - за "вредительство".
- Как сложилась судьба Вашего деда, Терентия Савича, после того, как его раскулачили?- спросил я у Елизария Ивановича, побывав в Бадьельске летом 1998 года.
- Когда их выгнали из собственного дома, он с бабушкой Анной перешел жить в баньку, но дедушка жил там недолго, сразу же ушел в лес, на свое дальнее охотничье угодье в Красном яру, и жил там в своей охотничьей избушке больше года. Но потеря дома и всего имущества семьи так сильно подействовало на него, что он заболел там нервной болезнью и осенью 36 года умер в лесу.
Бабушка наша отправила меня с двоюродным братом моим, Николаем, проведать его, а мы нашли его в лесу уже мертвым и похоронили там.
Елизарий Иванович Уляшев,
сын репрессированного Ивана Терентьевича Уляшева
(фото М. Игнатова. Июнь 1998 г.)
Поделиться321.10.2008 20:08:04
Вот так расправились коммунисты и некоторые представители местных жителей с семьей Терентия Савича Уляшева - семьей самых трудолюбивых, самых порядочных крестьян этой деревни.
- Теперь в нашей деревне уже не найдешь таких трудолюбивых крестьян, как Терентий Савич и его сыновья. Люди стали ленивыми и безразличными ко всему,- сказал Иван Дмитриевич в конце нашей беседы.
- И не удивительно,- добавила Пелагея Никитична.- Деревенские жители наши все еще живут в страхе, что если они будут чересчур много работать и обогащаться, то со сменой этой власти, когда к власти снова придут коммунисты, их могут раскулачить так же, как в свое время раскулачили семью Терентия.
ПОКАЯНИЕ
Мартиролог
1-й том
Здание начальной школы в д. Бадьельск,
построенное в начале 30-х годов Терентием Савичем Уляшевым
и его сыновьями.
Фото М. Игнатова. Весна 1989 г.
В этом доме и сегодня учатся ученики начальных классов. – ФОТОГРАФИИ.