Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские » История Республики Коми » Очерк 2. Духовный отец коми автономии


Очерк 2. Духовный отец коми автономии

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

М.В. ТАСКАЕВ
ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ КОМИ АВТОНОМИИ

   Кто он был - священник Дмитрий Яковлевич Попов, учитель Виктора С авина и духовный отец Коми автономии?
   Уроженец сысольского села Выльгорт, Д.Я.Попов - одна из самых колоритных политических фигур в истории Коми края XX века; священник-революционер, с крестом благословляющий Советскую власть, с именем Христовым ратующий за автономную Зырянскую республику.
   Родился Дмитрий Яковлевич Попов в 1862 году (по другим данным, в 1866 году) в с.Выльгорт Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в семье священника. Окончив шесть классов Вологодской духовной семинарии, в 1885 году он был определен псаломщиком в Христорождественскую церковь с.Деревянск. Спустя год Попов стал диаконом, а в 1888 году Иоанникий, епископ Велико-Устюжский, рукоположил молодого диакона в священники. Церковная карьера продвигалась успешно. В 1895 году Д.Я.Попов был назначен помощником благочинного пятого округа Усть-Сысольского уезда, а через три года стал благочинным. Начальство благожелательно относилось к Попову. Ему неоднократно объявлялась архипастырская благодарность «за ревностное отношение к делу», а в 1893 году Попов был награжден набедренником. В юбилейном 1911 году, когда отмечалось 25-летие священнослужения отца Дмитрия, духовный округ преподнес ему подарок - золотой наперсный крест Синодского образа. Безусловно, Дмитрий Яковлевич заслужил эти знаки внимания.
   Был он не просто священником, а «врачом духовным», как писали о нем в приветственном адресе прихожане его церкви. Безбоязненно посещал эпидемических больных, открыл первую в уезде богадельню - приют для престарелых, инвалидов и сирот. Немало сделал для открытия в Деревянске церковно-приходской и второклассной школ. Сам преподавал в школах гуманитарные предметы и Закон Божий. Классик коми литературы, известнейший коми поэт и драматург Виктор Савин был учеником Д.Я.Попова. «За особое усердие к преподаванию Слова Божьего и ведение внебогослу-жебных собеседований» была объявлена Д.Я.Попову в 1895 году благодарность епархиального начальства.
   В январе 1898 года начинается для Попова история с ревизией Ульяновского монастыря, в которой Дмитрий Яковлевич сыграл далеко не последнюю роль. Послушник Троице-Стефановского монастыря, расположенного в селе Ульяново Усть-Сысольского уезда, некто Белкин, написал донос начальству о «беспорядках» в обители… Для проверки фактов, изложенных Белкиным, Велико-Устюжское духовное правление сформировало комиссию, в которую вошел и благочинный Д.Я.Попов. Факты подтвердились. Игумен монастыря о.Палладий получил строгий выговор от руководства за допущенные безобразия. Но этим дело не закончилось. В 1905 году правление решило вновь проверить финансовую деятельность монастыря, для чего была сформирована новая комиссия. Попов участвовал в работе и этой комиссии. На этот раз ревизоры не обнаружили каких-либо злоупотреблений в монастыре. Тем не менее,в 1907, 1910 и 1912 годах ревизии монастыря повторились. Попов возглавлял три последние финансовые комиссии, монастырская братия хорошо запомнила его в лицо.
   Каково же было удивление монахов, когда в осенний день 15 ноября 1918 года именно Дмитрий Яковлевич Попов нагрянул с отрядом чекистов в монастырь для конфискации его ценностей. Началась последняя в истории обители ревизия. Чекисты вывезли в Усть-Сысольск около 30 тыс. руб. золотом, серебром, банкнотами и марками; серебряные и медные кресты, серебряные и бронзовые медали, прочие ценные бумаги и др. Акт об изъятии всего этого подписал уже не благочинный, а комиссар финансов Усть-Сысольского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Д.Я.Попов. В декабре 1918 года Ульяновский монастырь был закрыт по постановлению Усть-Сысольского Совета. Так завершилась история с ревизией. Но мы несколько забежали вперед.

0

2

Участие в делах Велико-Устюжского духовного правления принесло Д.Я.Попову общегубернскую известность, по-крайней мере в церковных кругах. На проходившем в июне 1912 года съезде духовенства в Великом Устюге Дмитрий Яковлевич был выдвинут в выборщики депутатов IV Государственной Думы от Вологодской губернии. В ноябре 1912 года выборщики избрали Попова депутатом Думы. В Думе Попов работал в составе четырех думских комиссий: по законодательным предположениям, по делам Русской Православной церкви (в деятельности которой он принимал наиболее активное участие), по пенсиям и земельной.
   Для населения Вологодской губернии, Коми края Попов был «своим человеком» в Думе. Многие, в первую очередь из Усть-Сысольского уезда, обращались к нему за помощью или советом в делах. Известен, по меньшей мере, один проект, для утверждения которого депутат Думы Д.Я.Попов приложил максимум усилий, и который стал для Дмитрия Яковлевича делом всей жизни. Это проект железнодорожного строительства на Севере. Исто рия его такова.
   В 1912 году предприниматели Вольтман, Цайдлер, Верт и Пашков выдвинули проект «Обь-Урало-Беломорской железной дороги». Железнодо-рожная линия начиналась у села Чемашевского на реке Обь, пересекала Урал и через Троицко-Печорск и Ухту заканчивалась в Архангельске.
   В августе 1915 года архангельский художник А.А.Борисов начертил схему железно-дорожного пути, соединяющую бассейн реки Обь не с Архангельском,а с незамерзающим Мурманским портом. Согласно этому проекту дорога начиналась в бассейне реки Обь (в районе впадения Иртыша), проходила Урал и через Усть-Нем, Усть-Кулом и Усть-Сысольск выходила на Котлас и далее на Мурманск. Тем самым дорога соединяла в единую транспортную сеть Сибирь, Зырянский край, вятский и прикамский районы (через железно-дорожную линию Вятка-Котлас). Усть-Сысольское земство, разумеется, было целиком заинтересовано в строительстве дороги по проекту А.А.Борисова (он получил название «Обь-Котласской железной дороги»).
   В апреле 1916 года депутация усть-сысольских земцев прибыла в Санкт-Петербург для переговоров в Министерстве путей сообщения о неприемлемости строительства «Обь-Беломорской железной дороги» для Севера. 7 апреля Совет Министров России направил оба железнодорожных проекта для рассмотрения во второй департамент Государственного Совета.
   Усть-сысольцы обратились за помощью к депутату Думы Д.Я.Попову. Дмитрий Яковлевич провел консультации с рядом чиновником (в частности, он встречался с председателем второго департамента М.В.Дмитриевым, С.И.Тимашевым, О.Р.фон-Экеспарре, К.С.Немашевым, П.Н.Думитрашко, товарищем министра путей сообщения И.Н.Борисовым, начальником Инженерного управления МПС Козыревым и др.), в итоге чего 29 апреля 1916 года второй департамент Государственного Совета не утвердил проект строительства «Обь-Беломорской железной дороги».
   Первая Мировая война, недостаток финансов не позволили МПС начать строительство «Обь-Котласской железной дороги». Потом началась Революция... Казалось бы, кто в революционное время начнет заниматься проектами железных дорог? Но Д.Я.Попов, избранный на Учредительном съезде Советов Усть-Сысольского уезда в январе 1918 года на пост председателя Усть-Сысольского совнархоза, продолжал внедрение проекта «Обь-Котласской железной дороги» в жизнь. Дмитрий Яковлевич объяснил делегатам I съезда Советов Усть-Сысольского уезда в марте-апреле 1918 года необходимость строительства для Коми края железной дороги и получил вердикт съезда заниматься этим вопросом. К этому времени Попов был уже известен и Вологодской губернии как авторитет по железным и прочим дорогам. Он выезжает в Великий Устюг и Вологду для проектирования грунтовых и шоссейных дорог, но главная дорога его жизни «Обь-Котласская» по-прежнему не разрабатывалась. Наконец, доклад Д.Я.Попова «Очередные задачи по постройке железнодорожного участка Котлас-Усть-Сысольск» был рассмотрен в Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) в конце ноября 1918 года и получил одобрение. Совнарком утвердил проект. Дорога была передана в концессию норвежскому предпринимателю Ганневику, но ее строительство так и не началось. Гражданская война помешала осуществлению проекта.
   Дмитрий Яковлевич до конца своей жизни занимался железнодо-рожным строительством. В сентябре 1919 года он получил приглашение приехать из Усть-Сысольска в Великий Устюг для работы в губсовнархозе по проектированию дорог в Северо-Двинской губернии, где он разработалсвой собственный проект железной дороги Вятка-Усть-Сысольск-Ухта. Но ни один из проектов так и не был реализован...

0

3

По партийной принадлежности Д.Я.Попов примыкал в Государственной Думе к прогрессистам. Прогрессивная партия была образована левыми октябристами и частью кадетов в ноябре 1912 года. Партия выступала за расширение прав народного представительства; реформу Государственного Совета; свободу слова, печати, собраний, союзов; неприкосновенность личности, свободу совести и свободу церкви; отмену сословных ограничений и привилегий; устранение посягательств на национальные особенности, культурную самобытность, родной язык и т.д. В IV Думе прогрессисты занимали 47 депутатских мест и считались «левыми». Сохранились сведения, что прогрессист Попов поддерживал в Думе депутатов-большевиков, полагая, что «только... рабочие депутаты настоящие защитники народа». По воспоминаниям советского наркома Г.И.Петровского, несколько раз Попов передавал в фонд газеты «Правда» десять рублей золотом.
   Наступил год Великой российской революции. Самодержавие пало. Вместе с ним исчезли порядок и привычный уклад жизни. В стране воцарился хаос. Краевед В.П.Шляпин вспоминал о роли Д.Я.Попова в Февральской революции 1917 года: «Среди членов Думы выделиться, конечно, трудно было, однако и здесь он сумел выделиться, а именно, в начале революции, когда к Таврическому дворцу подошел отряд революционных войск, он вышел к нему в облачении и с крестом в руках и торжественно благословил этот отряд на начало революции. Поступок его был признан крайне смелым. Ведь он рисковал своей головой, если бы революция сорвалась. Но зато, говорили, поступок этот не забудется и как эпизод войдет в историю революции и таким образом имя Дмитрия Яковлевича увековечится».
   Д.Я.Попов организует в Петрограде вместе с иереем М.С.Поповым нечто вроде церковной партии под названием «Объединенный союз демократического духовенства и мирян». Программа «Союза» предусматривала демократизацию церкви в революционное время, в том числе введение богослужения в национальных регионах на родном языке. Отделения «Союза» были созданы во многих губерниях России. В июне 1917 года в Великом Устюге съезд духовенства и мирян пяти северо-восточных уездов Вологодской губернии присоединился к программе «Союза». Имя Д.Я.Попова гремело на Севере, как преобразователя церкви. В августе 1917 года Дмитрий Яковлевич приезжает в Усть-Сысольск, где способствует созданию усть-сысольского отделения «Союза». Попов пишет «Устав» усть-сысольского отделения, в котором подчеркивает, что «Объединенный союз демократического духовенства и мирян» выступает прежде всего как культурно-просветительское общество, «содействующее устройству религиозно-просветительских и миссионерских кружков, библиотек-читален, обществ трезвости, церковно-певческих курсов, церковных и народных хоров...» и т.д. «Союз» не занимался политической деятельностью, но в столь смутное время все равно нужно было определяться, на чьей ты стороне. Часть членов «Союза» поддерживала эсеров, часть - кадетов. Сам Дмитрий Яковлевич вышел из Прогрессивной партии, к тому времени фактически уже прекратившей существование, и перешел в ряды Партии социалистов-революционеров (ПСР). Эсеры в 1917 году были самой многочисленной и самой популярной в народе партией. ПСР выдвигала идеи демократической республики, социализации земли, права наций на самоопределение, восьмичасового рабочего дня, развития кооперации и др. В Усть-Сысольском уезде организация ПСР возникла летом 1917 года.
   Постепенно Д.Я.Попов все больше начинает заниматься политикой. В августе 1917 года он участвует в работе 1 съезда Советов крестьянских депутатов Усть-Сысольского уезда, где его выбрали товарищем председателя съезда. Попов выступал перед делегатами с изложением позиций различных политических партий по земельному вопросу. Съезд поддержал в политическом отношении программу ПСР и высказался за кандидатуру члена ЦК ПСР П.А.Сорокина от Усть-Сысольского уезда на выборах в Учредительное собрание.
   Сроки выборов в Учредительное собрание неоднократно переносились и в конце концов были намечены на 11-12 ноября 1917 года. Незадолго до выборов большевики свергли Временное правительство, но сорвать выборы в Учредительное собрание не решились. Выборы состоялись. Население Коми края абсолютным большинством голосов поддержало кандидатов партии эсеров. В Усть-Сысольском уезде за них проголосовало почти 83%, а в Яренском - свыше 87% избирателей. Между тем, по стране началось «триумфальное шествие советской власти». Большевики, левые эсеры и анархисты разгоняли Временные комитеты и земства, учреждая на их месте Советы вкупе с партийными комитетами.
   В Усть-Сысольске земство организовало общественное собрание, на которое были приглашены представители Городской Думы, Земельного комитета, уездного Совета крестьянских депутатов, других общественных организаций. Собрание резко осудило узурпацию власти большевиками. Д.Я.Попов был вместе с теми, кто осудил большевиков. Впрочем, сей факт остался незамеченным последними, когда советская власть победила в уезде. Да и сам Дмитрий Яковлевич был к тому времени уже в рядах победителей.
   События ускорились после приезда в Усть-Сысольск в ноябре 1917 года группы московских агитаторов во главе с сочувствующим левым эсерам М.Ф.Зайковым. Агитаторы вступили в тесный контакт с подпольной организацией РСДРП(б), созданной по инициативе демобилизованного солдата-фронтовика И.С.Юрьева в сентябре 1917 года в Кодзвильской волости. 20 ноября 1917 года М.Ф.Зайков и И.С.Юрьев договорились о совместных действиях по реорганизации власти в уезде. В декабре ситуация в Усть-Сысольске обострилась. Солдаты, настроенные по-большевистски агрессивно, громили магазины под предлогом реквизиции товаров для нужд голодающих. Земская Управа не пользовалась авторитетом. Продовольственный кризис подстегнул создание новой верховной власти в уезде.

0

4

17 января 1918 года для организации авторитетной власти в Усть-Сысольске и уезде открылся Учредительный съезд, на котором объединились такие противоречивые силы, как земство, Советы солдатских и крестьянских депутатов, профсоюзы и различные партии (эсеры, кадеты и большевики). В полном составе примкнул к Учредительному съезду Продовольственный съезд, открывшийся на день раньше (сопредседателем этого съезда был, кстати, Д.Я.Попов).
   Попов открыл Учредительный съезд Советов. В своей речи Дмитрий Яковлевич призвал делегатов «...создать сильную верховную власть для края, выражающую волю народа, власть беспартийную, которая будет носить название Совета Солдатских, Рабочих и Крестьянских Депутатов». Председателем съезда был избран А.М.Мартюшев (беспартийный), товарищами его Д.Я.Попов и Г.Г. Кассандров (оба - эсеры), секретарями И.С.Юрьев (большевик), Н.М.Фоминых и А.Д.Синцов (оба - беспартийные).
   Съезд работал крайне нервозно. Представители разных партий с трудом находили понимание друг с другом. Кадет И.П.Петроканский обращал внимание делегатов на то, что «власть (в уезде и городе) уже есть - земское и городское самоуправление», и, следовательно, разговоры о создании власти выглядят по меньшей мере странно. Эсер Г.Г.Кассандров заявлял, что «народная власть должна представлять все отдельные группы населения и прежде всего крестьян», а последние в Усть-Сысольском Совете пригородных слободок не представлены. В ответ на это большевик С.П.Малыгин возражал, что «там есть и крестьяне - 16 человек». А.Н.Вешняков, чьи политические симпатии колебались между эсерами и кадетами, резонно замечал: «Что же будет делать Земское собрание, если мы организуем новую верховную власть?» Ответ на это прозвучал у И.С.Юрьева: «Новая власть должна быть обязательно верховной. Земское собрание и его постановления будут утверждаться новой властью». В конце концов, земцы согласились с созданием новой, верховной власти в уезде, которая должна быть обязательно беспартийной, поскольку, как выразился председатель Городской Думы В.Ф.Попов: «Интересы народа понимаются разными партиями различно, а партий много». На съезде был выбран первый состав Усть-Сысольского Совета Солдатских, Крестьянских и Рабочих Депутатов, куда вошли представители всех слоев населения Усть-Сысольского уезда (были даже два священника - Д.Я.Попов и протоиерей А.Малевинский).
   Попов выступил с заключительной речью. Так получилось, что он открывал и закрывал съезд. В заключительной речи Дмитрий Яковлевич заявил о «чрезвычайной важности автономии для нашего края». Попов говорил: «Нам, зырянам, имеющим особые условия быта, мировоззрения и языка, надо стремиться к этому, не считаясь с требованиями и интересами других. Край наш... имеет полное право на самостоятельное существование, обладая громадностью территории, национальными богатствами и даже выходом в море... Мы должны... заявить о самостоятельности края. В будущем у нас должен быть собственный маленький парламент, устроенный по типу, принятому в Американских Соединенных Штатах». Попов закончил свою речь под аплодисменты: «Да здравствует свободный зырянский народ и его Совет!».
   18 января 1918 года открылось первое заседание Усть-Сысольского Совета. Попов представлял в Совете усть-сысольскую организацию эсеров. На заседаниях Совета в январе 1918 года Дмитрий Яковлевич развил свою мысль об автономии для Коми края. Он заявил, что «мы установим автономию на совершенно свободных, бытовых началах в порядке внутреннего управления, не затрагивая вопроса о чеканке монеты, почте и телеграфе». В то же время Попов считал, что новой власти в Коми крае «надо придать и функции законодательной: проводить в жизнь пригодные для нас декреты и обязательные постановления... Если мы увидим, что распоряжения высшей власти правильны, то согласимся, если не правильны - не согласимся. Наша организация беспартийная, значит она будет рассматривать распоряжения центральной власти с точки зрения полезности для края, а не партийности. Поставим нашу власть в подчиненное положение постольку, поскольку это полезно для края, не умаляя значения ее верховности». Выступления Д.Я.Попова содержали в себе целую программу по созданию автономной Коми республики в составе России - первую программу национально-государственного строительства в нашем регионе.
   На выборах исполнительного комитета Совета Попов был избран комиссаром отдела народного хозяйства (впоследствии Совета народного хозяйства). Мирские дела всецело захватили священника. Об этом и писал в своей жалобе Вологодской духовной консистории протоиерей Троицкого собора Усть-Сысольска А.Малевинский: «...проживающий в городе... священник Деревянской церкви Дмитрий Попов, ныне комиссар общественного хозяйства, в устроенном православным духовенством и мирянами... крестном ходе никакого участия не принимал и с градским духовенством никакого братского общения не имеет, состоя неотлучно товарищем председателя в местном исполнительном комитете солдатских и рабочих депутатов».
   Тем временем беспартийный поначалу Усть-Сысольский Совет потихоньку большевизировался. Уже прозвучало право Совета на реквизицию любых товаров (в первую очередь муки) у имущих при опоре на вооруженные силы (предложил комиссар Попов, и это было принято). Председатель Усть-Сысольской Земской Управы С.О.Латкин был брошен в тюрьму за непризнание советской власти в городе. Перестали выходить «Известия Усть-Сысольского Земского Собрания». А ведь земство было в числе учредителей советской власти в уезде!

0

5

3 марта 1918 года Д.Я.Попов возглавил городскую манифестацию под красным флагом «Да здравствует Интернационал!», организованную с единственной целью - продемонстрировать силу советской власти. Вологодская духовная консистория вновь получила жалобу Малевинского: «...в городе идет неописуемая смута, возникновение которой местная интеллигенция приписывает священнику Дмитрию Попову, обвиняя соборное духовенство в потворстве сельскому батюшке...». Вслед за Малевинским жалобу на отца Дмитрия прислала в консисторию Усть-Сысольская судебная организация.
   16 апреля консистория рассмотрела дело Д.Я.Попова. Учитывая, что Попов «явился главным инициатором создания в Усть-Сысольске Совета рабочих, солдатских и крестьянских», и что он «не выступал среди Совета в защиту церкви и Закона Божия, ...что он обязан был сделать, как служитель Божий», и что он «продолжает совместную с прочими членами Совета сокрушительную деятельность», консистория определила отозвать отца Дмитрия из города, «как противника Христова учения» и «отобрать (у него) иерейскую грамоту». Попову было объявлено, что если он в двухнедельный срок «не представит объяснения... по всем предъявленным к нему обвинениям» и «не принесет искреннего раскаяния в своих позорящих иерейский сан поступках», то «будет немедленно извергнут из священного сана».
   Так закончилась церковная карьера отца Дмитрия. Поскольку он, естественно, никаких объяснений ни в двухнедельный срок, ни вообще никогда так и не представил, консистория лишила его сана священнослужителя. Указ об этом вышел 4 мая 1918 года. Отец Дмитрий стал «попом-расстригой». Рясу он, однако, сразу не сбросил и выделялся ею среди прочих деятелей Совета еще долго.
   Детище Попова - усть-сысольское отделение «Объединенного союза демократического духовенства и мирян» было закрыто по постановлению ЧК в августе 1918 года за «уклонение с намеченного уставом пути в сторону политической борьбы». К этому времени деятельность «Союза» Попова уже совершенно не интересовала.
   Вначале руководимый Дмитрием Яковлевичем совнархоз занялся сбором материалов о лесных и прочих богатствах Коми края с целью представления в Москву обширного доклада об их разработке. На I съезде Советов Усть-Сысольского уезда в марте-апреле 1918 года Попов развернул перед делегатами план «плодотворного использования природных богатств». Нужны были деньги и немалые, чтобы освоить залежи полезных ископаемых, начать строительство новых промышленных объектов, прокладку дорог и т.д. В июне 1918 года Попов выехал в Москву, чтобы лично ходатайствовать в ВСНХ о кредитах для Коми края. В столице Попов добился приема у председателя ВСНХ А.И.Рыкова и передал ему два своих доклада «О лесных богатствах Усть-Сысольского уезда» и «О финансовом бессилии уезда». По словам Н.Д.Синцовой, в Москве Д.Я.Попов встречался также и с В.И.Лениным. Надо заметить, что Попов был одним из немногих коми советских деятелей, кто вообще встречался с Лениным... Вождь интересовался прежде всего ухтинской нефтью. Итогом этих встреч стало выделение Совнаркомом кредита для Коми края в сумме 800 тыс. руб., о чем Дмитрий Яковлевич немедленно проинформировал Усть-Сысольск телеграммой. Деньги, правда, так и не были получены...
   Находясь в Москве, Попов телеграммой из Усть-Сысольска получил полномочия делегата на V Всероссийский съезд Советов, открывшийся 4 июля 1918 года. Вторым делегатом от Усть-Сысольского уезда на этом съезде был В.И.Сорвачев. По партийной принадлежности Попов относил себя к этому времени уже не к эсерам, а к левым эсерам, Сорвачев же был большевиком. Через два дня работы съезда начался мятеж левых эсеров. В Москве заговорили пушки.
  Партия левых социалистов-революционеров (ПЛСР) отделилась от ПСР в ноябре 1917 года, когда поддержала большевистский переворот. Некоторое время левые эсеры входили в состав Советского правительства, затем вышли из него и начали резко критиковать большевиков. На V Всероссийском съезде Советов ПЛСР рассчитывала изменить политику Советов - расторгнуть позорный Брестский мир с немцами, отменить декрет о комбедах, свернуть продразверстку, а главное - дать советским, а не партийным органам всю полноту власти на местах. Съезд не поддержал левых эсеров, и тогда они решились открыто выступить против большевиков.
   Левый эсер Д.Я.Попов, конечно, в мятеже не участвовал. Он поспешил выйти из мятежной партии, чтобы окончательно стать на сторону победителей. Мятеж был подавлен, его инициаторы расстреляны. Большевики разослали на места директиву о немедленном исключении всех левых и прочих эсеров из властных органов.
   В течение июля 1918 года Д.Я.Попов покинул ряды еще одной не совсем пробольшевистской партии, а именно «Коми автономист чукöр» («Партии коми автономистов»). Она была образована в июне 1918 года по инициативе Н.А.Шахова и И.Т.Чисталева в селе Помоздино и была представлена на II уездном съезде Советов как коми национальная партия. Д.Я.Попов являлся своеобразным «духовным отцом» коми автономистов, ибо их партийные цели совпадали с его проектом автономизации Коми края. «Коми автономист чукцр» существовала недолго, правда, успев за короткий срок выпустить несколько громогласных воззваний, в том числе одно антирусское, обвиняющее русских в эксплуатации коми народа. В 1930-е годы всем автономистам припомнили эти воззвания, определив как «буржуазный национализм».
   Итак, в течение первого полугодия 1918 года Дмитрий Яковлевич трижды менял партийность: сменил ПСР на ПЛСР, вышел из ПЛСР и «Коми автономист чукцр», стал неформальным большевиком. К осени 1918 года Попов официально числится «сочувствующим РКП(б)». Вступить же непосредственно в РКП(б) Попов не успел или не смог. Но по словам его ученикаВ.А.Савина, к концу жизни Дмитрий Яковлевич «целиком принимал учение коммунизма».

0

6

Вернувшись из Москвы в родные края, Попов узнал, что II уездный съезд Советов подтвердил его полномочия на посту председателя Усть-Сысольского совнархоза. Кроме того, ему доверили комиссариаты финансов и социального обеспечения. В самом составе уездного Совета произошли крупные изменения: эсеры, левые эсеры, меньшевики-интернационалисты были выведены из его состава. Арестованы кадеты и препровождены в Котлас, где их потом расстреляли. Остались в Совете одни большевики.
   Правда, надо заметить, что Дмитрий Яковлевич приютил у себя в комиссариатах приятелей из опальных партий. Например, в отделе соцобеспечения работали у него левые эсеры Багин и Спиридонов (причем, первый в свое время входил в уездный комитет ПЛСР), анархист-толстовец К.И.Шергин и др.
   Сразу же после приезда 24 июля Д.Я.Попов принял участие в работе объединенного заседания исполкома Усть-Сысольского Совета и продовольственного отдела, на котором обсуждался вопрос о хлебе. Дмитрий Яковлевич предложил признать реквизицию хлеба у имущих неизбежной и телеграфировать наркому Л.Д.Троцкому запрос: допустима ли насильственная реквизиция военной силой после исчерпания всех мирных средств в случае полной безнадежности получения хлеба? Заседание приняло предложение Попова. В уезде появились продотряды.
   История с хлебом имела для Д.Я.Попова продолжение. Голод 1918 года не коснулся высших советских и большевистских работников. Дмитрий Яковлевич тоже решил не голодать. Осенью 1918 года он организовал для себя целую баржу продовольствия из Деревянска: 39 пудов муки и около 60 пудов картофеля. Однако в пути баржа была задержана в Подъельске, а груз полностью конфискован местными коммунистами. Попов, возмущенный столь наглой выходкой подъельской ячейки РКП(б), подал на нее жалобу в уездный комитет партии. Дело получило огласку на I съезде коммунистов Усть-Сысольского уезда в декабре 1918 года. Действия подъельцев были признаны правильными. Их было много и они голодали, а Д.Я.Попов один, формально не коммунист и мог потерпеть.
   Еще в 1914 году в Усть-Сысольске вышла книжка «Коми мойдан да сьыланкывъяс» («Коми сказки и песни»), изданная краеведом А.А.Цембером. Под видом «песен» (дабы не привлекать внимание полиции к невиданному явлению - коми поэзии) в книге были опубликованы стихотворения коми поэтов М.Н.Лебедева, А.А.Чеусова, Д.Я.Попова и финна Ю.Вихмана. Таким образом, Дмитрий Яковлевич Попов был еще и поэтом. Перу Попова принадлежали стихи «Восход солнца», «Эжва», «Жатва», «Зимой» и др., в которых он описывал северную природу и крестьянский уклад жизни. «Коми мойдан да сьыланкывъяс» получили широкую известность как одна из первых коми книг. В рецензии на нее Н.В.Ильинский, один из основателей«Вологодского общества изучения Северного края», писал, что поэзия Д.Я.Попова напоминает поэзию Уайльда и Гамсуна, как похожа «угрюмая и суровая природа Скандинавии и ...Зырянского края». Д.Я.Попов упоминается в трехтомной советской «Истории коми литературы», изданной в 1980 году, как поэт «охранительного направления».
   Когда большевики приступили к строительству коми социалистической культуры, Дмитрий Яковлевич энергично взялся за новое дело. Он был в числе учредителей первого коми литературного общества «Асъя кыа» («Утренняя заря»), затем вошел в состав знаменитой «Коми комиссии», поставившей перед собой цель «национального воспитания зырянского народа путем создания зырянской литературы». Вместе с Поповым в комиссию входили В.А.Молодцов, В.А.Савин, В.И.Лыткин (Илля Вась), А.Н.Надеев, А.А.Цембер, И.Т.Чисталев, А.А.Маегов и др. — все известные деятели коми культуры. Кроме того, Дмитрий Яковлевич возглавил редколлегию уездной газеты «Зырянская жизнь», на страницах которой стал печатать свои стихи и статьи (иногда под псевдонимами «Пунимов» и «Зырянин»).

0

7

Приближалась первая годовщина Октябрьской революции. О том, как юбилей прошел в Усть-Сысольске, сегодня уже достаточно хорошо известно. Это был «наш день» для советской и партийно-большевистской номенклатуры. Сразу после манифестации началась грандиозная попойка, в которой приняли самое активное участие председатель уездисполкома В.П.Осипов, председатель уездной ЧК М.М.Ляпунов, председатель усть-сысольского комитета РКП(б) В.И.Чуистов, уездный военный комиссар И.Г.Казаков, вологодский губернский комиссар А.А.Кузнецов, председатель совнархоза Д.Я.Попов и др. Выпито компанией было немало: два ведра и 12 бутылей спирта, изъятого из городской аптеки «для технических нужд». По показаниям большевика Д.И.Розанова, «...член исполкома Дмитрий Яковлевич Попов, всегда украшающий своими речами собрание, обратился к нам с прочувственным приветствием по поводу великой годовщины, причем я сразу заметил, что он был заметно в нетрезвом состоянии». Возмущенные пьянством администрации, рядовые коммунисты с помощью красноармейцев задержали некоторых участников юбилейного банкета, которые после возлияний катались по городу на лошадях, в милиции до полного отрезвления.
   На следующий день, 8 ноября, состоялось собрание коммунистов и красноармейцев, на котором рядовые партийцы возмущенно критиковали пьяное руководство. Узнав об этом, председатель ЧК Ляпунов (к слову, бывший анархист) распорядился разогнать собрание и арестовать инициаторов, как пособников белогвардейцев. В Усть-Сысольске ввели чрезвычайное положение, гарнизон разоружили чекисты, десять человек бросили в тюрьму. Почту и телеграф контролировала ЧК. Позднее эти события были охарактеризованы как «переворот, восстание ЧК». Большевик С.И.Королев в своих воспоминаниях утверждает, что Д.Я.Попов был в числе тех, кто организовал этот «переворот». В это трудно поверить. И.С.Юрьев в своих показаниях на процессе по делу Ляпунова и др. заявил, что «нигде помину нет про члена исполкома о.Дмитрия Попова, может быть за эти праздники он выпил спирту три бутылки, но остался в стороне».
   Все, кто организовал события 7-9 ноября 1918 года в Усть-Сысольске, были позднее арестованы и преданы суду революционного трибунала. Д.Я.Попов отделался легким испугом, он сохранил за собой все портфели в уездном Совете.
   Ноябрь 1918 года оказался вообще трудным месяцем. Вышел в свет декрет ВЦИК о чрезвычайном революционном налоге по РСФСР в сумме десяти миллиардов руб., по которому Усть-Сысольский уезд должен был выплатить в Комиссариат финансов РСФСР три миллиона руб. до конца года. Таких денег в уезде отродясь не водилось. Созданная Поповым Особая комиссия по выплате налога заседала дни и ночи, но не могла изыскать нужную сумму. Возможно, последняя ревизия (упомянутая выше) в Ульяновском монастыре была вызвана как раз декретом ВЦИК. 30 ноября Д.Я.Попов и возглавляемая им комиссия пришли к заключению, что «при отсутствии в уезде промышленности и торговли, слаборазвитого земледелия и чрезвычайно низкой покупательной способности населения... налог в размере трех миллионов рублей является чрезвычайно тяжелым...» Комиссар финансов РСФСР Н.Крестинский, получив телеграмму Д.Я.Попова о «тяжести налога», любезно отстрочил выплату денег до 2 февраля 1919 года. После этого Особая комиссия Д.Я.Попова распределила суммы выплаты на каждую зырянскую волость. Причем, непропорционально. Например, сысольская Ыбская волость. должна была заплатить 189540 руб., а рядом находящиеся Пажга и Выльгорт по 46 и 74 тысяч. Налог бил прежде всего по буржуям и кулакам. Последних, по данным Особой комиссии Попова, в Ыбской волости было много. Вот и решили встряхнуть их как следует.
   В декабре 1918 года состоялся III уездный съезд Советов. Попов болел, вместо него отчитывался о деятельности совнархоза В.Н.Данилов. Делегаты признали, что Д.Я.Попов - «единственный человек, знающий до мелочи все наше хозяйство». Съезд выразил Попову, как «честному и энергичному работнику... самую горячую благодарность... за его высокополезную... деятельность... на благо и процветание Зырянского края». Дмитрий Яковлевич был переизбран на пост председателя совнархоза. В то же время он отказался от руководства уездными финансами и социальным обеспечением, решив заниматься только хозяйственными делами.
   В 1919 году усть-сысольский совнархоз предпринял некоторые шаги по восстановлению уездной промышленности. Были открыты 50 кузниц, составлена смета на оборудование 14 смолокурень. Выделены средства для модернизации Кажимских заводов, национализирована типография З.Д.Следникова. В планах совнархоза значилось строительство в уезде цементного и кирпичного заводов, а также завода по обработке фосфоритов. В январе 1919 года экспедиция совнархоза под руководством Т.С.Колегова вернулась с Ухты, где занималась нефтедобычей, и привезла с собой свыше 46 пудов керосина, 14 бутылей бензина и 28 пудов колесной мази. Была доказана возможность разработки ухтинского месторождения в военное время.
   Много сил и средств уходило на более прозаические дела, как-то: заготовка дров, реквизиция скота и лошадей для нужд Красной Армии, сбор ягеля для переработки в муку. Деятельность Д.Я.Попова во главе совнархоза получила одобрение на IV (март-апрель 1919 года) и V (июль 1919 года) съездах Советов Усть-Сысольского уезда.
   В июне 1919 года Дмитрий Яковлевич принимает участие в 1 губернском съезде Советов народного хозяйства в Великом Устюге. Судя по газетным отчетам, Попов играл видную роль на этом форуме. Именно он выступил с итоговой речью, в которой обрисовал экономические перспективы революционной России: «Мы должны играть первенствующую роль на мировом рынке... В будущем Россия должна с честью нести знамя экономического обновления. Революция укрепится тогда, когда будет правильно построена экономическая политика».
   По возвращению из Устюга Дмитрий Яковлевич неожиданно заболел (сердечная недостаточность) и вышел в длительный отпуск. Однако подлечиться и отдохнуть ему не дали.

0

8

В это время в Усть-Сысольске располагался штаб советских войск Пинего-Печорского края. Он издавал свою газету «В Зырянском краю», на страницах которой подвергал местных коммунистов жестокой критике за их ошибки и недостаточную бдительность в отношении явных и тайных врагов советской власти. По мнению штабистов, к последним надо было бы отнести всех чиновников царского времени, не говоря уже о полицейских, ставших милиционерами, или о священниках, переквалифицировавшихся в комиссары. Усть-Сысольская организация РКП(б) попала в чрезвычайно неприятное положение. Штабисты прямо называли ее постановления и различного рода циркуляры «гнусными». В ночь на 5 июля штабисты организовали настоящую облаву с обыском на дому у неблагонадежных, по их мнению, советских работников Усть-Сысольска. Обыск произведен был, в том числе, и у Д.Я.Попова.    
Результаты акции не были сообщены усть-сысольскому уездисполкому. Последний, как высший орган власти в уезде, возмутился подобным отношением к себе и обратился с жалобой на штаб в усть-сысольский уездный комитет РКП(б). Тот в свою очередь подал жалобу в губком партии, где, в частности, отмечалось, что «...штабом... проведены реквизиции у граждан частной собственности (мебель, посуда и прочая домашняя утварь). Производились ...без ведома уездкомпартии и уездисполкома обыски и даже аресты советских служащих... произведен учет в лавке общества потребителей... учет имел чисто вымогательский характер (а именно - с целью получить кожаную обувь)...» и т.д. Северо- Двинский губком РКП(б) оставил жалобу усть-сысольцев без внимания, и положение в городе нормализовалось только после смены руководства штаба Пинего-Печорского края.
  В сентябре 1919 года Д.Я.Попов выехал в Великий Устюг на работу в северо-двинский губсовнархоз. К сожалению, пока не обнаружены архивные документы об этом периоде жизни и деятельности Дмитрия Яковлевича. По одним данным, Попов вернулся в Усть-Сысольск в конце 1920 года, по другим - в начале 1921 года. Был он уже серьезно болен и сразу уехал в Деревянск, где имел собственный дом. Там он и скончался 9 октября 1921 года.
   По воспоминаниям А.А.Цембера, посетившего вдову Д.Я.Попова в марте 1922 года, «...перед смертью Д.Я.Попов жаловался, что его забыла Советская власть. Как больной, он нуждался в питательной пище, но не было ни мяса, ни сахару. Если бы не дочь Мария Дмитриевна Гусева, то у них не было бы и хлеба... На мой вопрос: «Дмитрий Яковлевич сам ли пожелал похорониться по православному обряду?» - вдова ответила, что она ему этот вопрос не смела задать, но дочь незадолго перед смертью спросила его, и он ответил, что после смерти он уже не может распорядиться». Отпевали «расстригу» несколько священников, что стоило вдове больших усилий. Похоронили Попова в церковной ограде.

   В.А.Савин откликнулся на смерть учителя большим некрологом в газете «Югыд туй», где признал, что «...таких людей, как Д.Я.Попов, мало было в дни революционной борьбы в Усть-Сысольском уезде, и память о нем должна остаться среди нас - молодых работников, вышедших на арену новой жизни после него».
   Действительно, в 1920-е годы память о Д.Я.Попове еще сохраняли. На юбилейных торжествах с особой теплотой вспоминали о той роли, какую сыграл отец Дмитрий в установлении советской власти в Усть-Сысольске. Ситуация изменилась в 1930-е годы, когда начался безудержный поиск «врагов народа». Покойный Попов был хорош тем, что ни слова не мог сказать в свое оправдание. Тут же имя Дмитрия Яковлевича стало синонимом «контрреволюционера». Стремление Попова к образованию автономной Коми республики интерпретировали, как желание обособиться от Советской России и реставрировать капитализм. Припомнили Дмитрию Яковлевичу и пребывание его в рядах небольшевистских партий, особенно среди эсеров. И хотя Попов никогда не был кадетом, историк Н.И.Ульянов назвал его «зырянским Милюковым». Из активного сторонника советской власти Д.Я.Попов парадоксально превратился на страницах трудов советских историков в ее заклятого врага...

«СОЗДАТЕЛИ КОМИ АВТОНОМИИ»
    2006 г.

0


Вы здесь » Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские » История Республики Коми » Очерк 2. Духовный отец коми автономии