Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские » Гусятор » Гусятор


Гусятор

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Гусятор

   Ёна важöн овлöмаöсъ Коми муын шы кодъ ён да мича йöз. Вöлöмаöсъ найö еджгов юрсиаöсъ, зарни рöмöн югъялöмаöсь. Унатор тöдлöмаöсь да кужлöмаöсъ. Но некодкöд абу тышкасълöмаöсъ, вераыс оз лэдз мортöс вины да.
   Уськöдчасны на вылö рытыввывса йöз. Еджыд йöз петасны налы паныд, шуöны: «Босьтöй, мый колö, мыйö колö, велöдам, энö косясьöй-тышкасьöй». А мöдъясыслöн сöмын вирыс пузьö таысь. Кöрт паськöмаöсь, мечъясöн да шыясöн, пуртъясöн да черъясöн - виалöны-ытшкöны бур йöзöс, а найö сöмын кинаныс öвтчöны. Виалiсны локтысъяс став мужикуловсö пузчужöм кагаöдз, босьтiсны эмбур-зарнисö, гöтрасисны еджыд нывъяс вылö.
   Но кольöма вöлi öти дзор старик. А став тöдöмлунсö сöмын мужикъяс тöдöны. Велöдас-висьталас сiйö том нывъяслы да пöрысъ старукаяслы быдöнлы öти гусяторйöн. Да тшöктас челядьныслы сетны. Сэсся и кулас, пöрысь нин вöлöма да. Локтысьяслысь лёк вирсö венас еджыд йöзлöн мам вирыс. А бабаяс: кодi висьталас ассьыс гусяторсö, а кодлöн и вунö. Но вермö, вöлöм, гусяторйыс и вирнас вуджны чужöм кагаяслы. А локтысьяс чужысь кагаяссö мырддялöны мамъяс дорсьыс, зонъясöс бöрйöны.
   Но дзебасны öти кагаöс да удитасны сылы мыйсюрö висьтавны. А старикыд шyлöма кулöм водзас: «Кор став тöдöмыс бöр öти мужикö чукöрмас, сэки ми и мездмам лёк йöз колясысь, сэки бара пуксяс бур олöм». А гусъöн быдтöм кагаяс öнi на ветлöдлöны коми йöз повстас да чукöртöны гусятор.





Сокровенное знание

   Давным-давно жили на Коми земле стройные, как копье, сильные и красивые люди. Были они светловолосые и сияли, как золото. Много знали и умели. Но никогда и ни с кем не враждовали, не позволяла их вера убивать людей.
   Напали на них люди с запада. Светловолосые люди вышли им навстречу и сказали: «Берите все, что вам нужно, чему хотите, научим, но не воюйте». А у нападавших только кровь сильнее закипала от таких слов. В железных доспехах, мечами и копьями, ножами и топорами - косят-убивают добрых людей, а те только руками отмахиваются. Убили пришельцы всех мужчин, даже младенцев не пожалели, взяли все богатство-золото, взяли в жены светловолосых девушек.
   Но остался в живых один седой старик. А так было, что всеми знаниями владели только мужчины. Научил-рассказал он молодым девушкам и седым старухам по одной тайной вещи. И велел своим детям тайные знания эти передавать. После этого умер, старым он уже был. Дурную кровь пришельцев переборола материнская кровь светловолосых людей. А женщины: кто-то из них сумел передать тайное знание, а кто-то и забыл. Но могло знание и по крови передаваться. А пришельцы новорожденных младенцев забирали у матерей, отбирали мальчиков.
   Но спрятали одного мальчика и успели ему рассказать, что смогли. А старик сказал перед смертью: «Когда все знания соберутся у одного мужчины, тогда мы сумеем избавиться от врагов и наступит хорошая жизнь!» А воспитанные тайно дети и сейчас ходят среди коми людей и собирают потаенное знание.

___________________________________________________________________________________
   Гусятор — Сокровенное знание.
   Со слов П.Ф.Елфимовой 1909 г.р. из д. Сейты Сыктывдинского р-на РК пересказал С.В.Елфимов. Зап. П.Ф.Лимеровым в 1999 г. Предание.
Сюжет довольно редкий, однако сам мотив потаенного знания имеет прочные корни в мировосприятии коми. - Сокровенное знание, во многом утраченное, состоящее из многих, часто не стыкующихся между собой, отрывков, частей, и, тем не менее, представляющих некую целостность.

МУ ПУКСЬÖМ
СОТВОРЕНИЕ МИРА

0

2

Два утенка

   Не было еще ни земли, ни неба. По беспредельному морю-океану плавала утка-чэж. Она долго искала места, где бы ей высидеть своих птенцов, но так и не нашла себе пристанища. Четыре яйца, снесенные ею, поглотила пучина морская, только два последних яйца она сумела спасти, которые выносила под крыльями. Из этих двух яиц вылупились два птенца, два утенка: Ен и Омель. Это были два брата, два начала: жизнь и смерть, добро и зло, правда и неправда, день и ночь.
   Долго мать носила их на спине, потом попросила утят достать из пучины упавшие яйца и разбить их на ее теле. После этого сама взметнулась ввысь, камнем бросилась вниз и разбилась о поверхность воды.
   Вот два брата, Ен и Омель, начинают доставать материнские яйца из пучины морской. Нырнул сначала Ен в бездну морскую, а пока брат его находился на дне морском, Омель засвистел, закричал, и от этого крика все застыло, и поверхность океана вся заледенела.
   Омель возрадовался, что не осталось для брата выхода.
   Вдруг засверкали молнии и с такой силой ударил гром, что сразу весь лед растаял, и забурлила поверхность моря-океана. От испуга Омель нырнул в воду. Это Ен, выходя из пучины морской, ответил на козни Омеля громом и молнией.
   Ударил Ен вынутое из пучины морской яйцо о тело убитой матери и взметнул вверх. В вышине сразу загорелось и заиграло солнце своими живительными лучами, а тело утки-матери разрослось в длину и ширину, покрылось лесом, зеленью и цветами.
   Так появилась земля-матушка.
   Нырнул еще раз в пучину морскую Ен, достал второе яйцо и создал из него помощников-ангелов.
   Нырнул в пучину морскую завистливый Омель и достал оттуда два яйца, покрытые затхлой тиной. Разбил он первое яйцо и подбросил ввысь. На небосклоне зарделась тусклая, вечно холодная луна, появились ночь и холод, а по земле потекли безжизненные реки, появились озера, болота и зыбуны трясучие. Разбил Омель второе яйцо и создал демонов-омелей, помощников себе, таких же злых, завистливых и злотворных, как и сам он.
   После этого Ен и Омель вступили на землю, приняли человеческий вид и стали править миром.
   Создал Ен птиц полезных, а Омель - вредных и хищных. Создал Ен домашних животных и зверей лесных, а Омель - хищных зверей и всяких гадов на земле.
   Вот Ен и Омель решили создать человека. Вылепил Ен из земли фигуру мужчины и дохнул ему в лицо. И появился первый мужчина на земле. Вылепил Омель из земли фигуру женщины и дунул ей в лицо один, два, три раза, но не ожила женщина, ибо не было в нем животворного начала. Тогда дохнул Ен на творение Омеля, и ожила первая женщина.
   И сказал Ен людям: «Живите, размножайтесь и властвуйте над землей, и не творите грехов».
После этого Ен выстроил себе небо, ушел туда со своими ангелами и целых 12 лет не являлся на землю. На двенадцатый год пришел и спросил у Адама, первого человека: «Где, Адам, твои дети?» И Адам ничего не сумел ответить, потому что ничего не знал о детях своих. Двенадцать лет жена его рожала детей, каждый год по девочке, и каждый год она убивала их сразу после родов, как учил ее Омель. Проклял тогда Ен первую женщину и сказал, что вечно она будет пожирать своих детей. И так была велика тяжесть греха ее, что земля не смогла больше держать ее на себе. Поглотила земля жену Адама и превратилась она в смерть, чтобы пожирать своих потомков, а двенадцать убитых ею дочерей стали помощницами матери, духами болезней и пороков.
   И тогда Ен во время сна вынул у Адама ребро и создал из этого ребра ему другую жену, Еву, женщину чистую, непорочную, и строго наказал Адаму оберегать Еву от соблазнов, искушений Омеля. Но Омель, приняв образ красивого мужчины, соблазнил жену Адама на грех, и от этого пошло у них плохое потомство. Стали ссориться дети Адама и жить в пороке. Тысячу лет прожили Адам и Ева, дети их заполнили все уголки земли, но не прекращались раздоры между ними, а наоборот, все росли и росли. Не стал Ен вмешиваться в дела людей и ушел навеки от грешной земли.
   Завистливый Омель, подражая Ену, выстроил над первым небом второе. Тогда Ен построил третье небо, а Омель воздвиг над ним четвертое. Создал Ен пятое небо, а Омель шестое. Последнее, седьмое, небо выстроил Ен. Разгневался он на своего злокозненного брата и обрушил гром и молнии на нижние небеса. Сгорели шесть небес в страшном пламени, а Омель и его рогатые помощники, бесы-омели, попадали на землю. - Те из них, кто упал в водоемы - стали духами рек, озер, ручьев, те же, кто упал в лес - стали лесными духами, а те, кто упал к человеческому жилью - стали домовыми, банниками, овинниками. Так Ен низверг Омеля на землю и загнал полчища в леса, болота и реки, вечно угрожая им громом и молнией. Только ночами и зимой бесы выходят из своих логовищ и вредят людям.
   Много расплодилось по земле бесовской силы, не стало от них покоя людям, и Ен решил уничтожить их. Однажды сошел он на землю, принял образ человека, сел возле дороги и стал лепить горшки. В это время проходил мимо него сам Антус, начальник бесовских полчищ, во главе своих войск. Увидел Антус горшечника и похвастался, что он и бесы его могут так раздуться, что закроют и солнце, и луну, и не будет видно света божьего. Вот они раздувались, вырастали, и скрылись солнце и луна, и стало темно. «А можешь ли ты всем своим полчищем поместиться в эти три горшка?» - спрашивает Ен у Антуса. Бесы Антуса в один миг превратились в маленьких мошек и все вместились в три горшка. Ен накрыл горшки и зарыл их в землю, только случайно один горшок разбился, и часть бесов осталась на земле. Так Антус со своими полчищами был ввергнут в подземелье и сделался там владыкой ада и грешников.


_____________________________________________________________________________________
   Два утенка. Зап. П.Г.Дорониным в 1923 г. в д. Прокопьевка Сыктывдинского р-на РК из рукописного списка на коми языке, принадл. И.С.Доронину. Научный архив (далее - НА) КНЦ УрО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 25.- Л. 105-111.
   Развернутый миф о сотворении мира. Начало мифа является контаминацией мотива ныряющей птицы с мотивом творения мира из яйца. Последний мотив имеет распространение среди западно-финских народов, а также балто-славянские параллели. В.В.Напольских предлагает отличать славяно-балто-финские версии от многочисленных мифов о мировом яйце, поскольку в этих версиях из яйца возникает не весь космос, а отдельные элементы: светила, земля и небо, океан и др., яйцо не существует изначально, его чаще всего сносит птица, до его появления уже существует первичный океан, демиург или мировое дерево. (Напольских В.В. Древнейшие... С. 31-32.) Представляет интерес версия происхождения суши из тела первой утки. Демиурги Ен и Омель равно противопоставлены друг другу как носители космического Добра и Зла. В этом заключается принципиальное отличие образа Омеля от христианского Сатаны, «падшего творения Бога». (Аверинцев С.С. Сатана МНМ. 1992. Т. 2. С. 412.)

0

3

Две лягушки

   Прежде не было ни земли, ни неба, а было болото, и на нем - кочки. Ни зверей никаких, ни птиц, ни человека не было. Не было и солнца с луной, но все-таки было светло.
   Однажды под писк комаров вылезли из болота две лягушки, очень похожие друг на друга, тощие и голодные, заквакали от голода. Услышали их кваканье комары, набросились на лягушек тучей. Лягушки едва успевали раскрывать рты - комаров глотать.
   Оттого, что жили лягушки в болоте, одна плохо видела, а другая была и вовсе слепая, стояла позади своей подруги, и в рот ей попадало мало комаров, только остатки. Зрячая наелась и повернулась к своей подруге,- комары налетят, ударятся об ее зад, отлетят в сторону. Как ни охала слепая лягушка, но так и не наелась.
   Скоро комары поняли свою беду и перестали летать к лягушкам. Тогда и зрячая начала голодать. Но задумала зрячая перехитрить комаров. Позвала свою подругу, и забрались они на кочку повыше, где летали комары. А комары полетели низом, меж кочками. Рассердилась тогда зрячая лягушка, ухватила свою подругу за лапу, бросились они вниз, к комарам, упали, ударились обо что-то твердое с зубцами, и превратились в людей.
   Зрячая выбила себе два зуба, они вросли ей в голову возле ушей. Пробовала вытащить их - больно, так зубы и остались возле ушей навсегда. Зрячая лягушка была хитра, а слепая - глупа. Но на глупых, говорят, весь свет держится. Слепая и глупая стала называться Еном, зрячая и хитрая - Омелем.
   Когда упал Омель и повредил себе зубы, у него потекла кровь, из капель той крови выросли звери. Большие и маленькие, красивые и некрасивые. Меж теми зверями один, самый красивый, стал женщиной.
   Скоро Омель хитростью переманил всех зверей на свою сторону. А красавица стала ему женой, и племя Омеля быстро увеличивалось. Скучно стало одному Ену. Не мог стерпеть он скуки. Однажды, когда Омель куда-то ушел, Ен похитил его жену и прожил с нею три дня и три ночи. Омель рассердился на свою жену, долго искал ее, наконец догадался и пошел к Ену. Видит, лежит его красавица рядом с Еном. Со злости вырвал Омель кочку и с такой силой кинул ее в Ена, что тот три дня и три ночи лежал, как мертвый. А когда очнулся, заметил возле себя стаю голубей. Он переловил их, приручил и забавлялся с ними. Но к Омелю не показывался, боясь его рассердить. Да и голубей не на кого было оставить.
   Тогда Ен решил создать небо. Скоро оно было готово. В середине его сделал Ен небольшую дыру и пустил через нее на небо своих голубей. Вороны Омеля подлетали к самой дыре, но та была такая маленькая, что они пролезть не могли и со злостью улетали назад. Тогда Омель сделал на небе другую дыру, вороны в нее влезли, истребили всех голубей. Только один голубь и остался, чуть живой успел прилететь к Ену. Очень огорчился Ен, выпустил того голубя через дыру на волю, а когда голубь прилетел обратно на небо, в клюве у него была тина. Омель заметил летящего голубя и пустил ему вдогонку ворона, и тот ворон догнал голубя возле самой дыры и отнял тину.
   Успел Ен ухватить ворона за глотку левой рукой и так сдавил, что тот разжал клюв и тина упала вниз. Из тины выросла земля. А из воды, пролившейся из клюва ворона, образовались моря и океаны.
   Обозлился Омель за смерть ворона. Ходит хмурый, как туча. И один раз, когда Ен куда-то отлучился, залез Омель на небо, схватил избушку, в которой жил Ен, и заткнул ею дыру. Как теперь Ену попасть назад на небо? Долго стоял он возле заткнутой дыры и думал. А потом отошел в сторону - никак невозможно было стоять возле той дыры, такое пылало яркое пламя, далеко все вокруг освещая. Отошел в сторону и встретил ту красавицу, жену Омеля. «Пламя это,- сказала она ему,- принесено шелковой рукавицей, а рукавица сшита из моего платья»,- и передала ему лоскуток своего платья.
   Ен сшил себе рукавицу, подошел к пламени и отбросил его от своего жилища, из пламени так и летели искры. Понеслись искры к дому Омеля, и спящий Омель со всеми своими воронами, животными и домашним скарбом свалился на землю. Красавица же осталась на небе и стала женой Ена. Она родила ему детей-близнецов: девочку, которую они назвали Ёмой и мальчика Войпеля.
   Так Омель стал жить на земле. Падая с неба, он сильно ударился и оглох, и все раздумывал: как бы ему отомстить Ену? Попасть на небо никак нельзя,- Ен закрыл дыры, а новую пробить - не под силу. Разве лишь хитростью можно что-нибудь сделать. Вот однажды он подошел к дыре, через которую посылали голубя за водой, и стал караулить того голубя. Голубь улетит и прилетит, а в руки Омелю не дается. Слышит Омель - заскрипела на небе люлька, и красавица запела хорошую песню. Не вытерпело сердце Омеля, выступили на глазах слезы и стал он ласково просить красавицу:
   - Открой хоть немного двери - послушать твое пение. Долго не открывала красавица, однако сдалась наконец на уговоры Омеля и открыла вход. Буйным ветром ворвался на небо Омель. Скинул красавицу и детей на землю. Отыскал в жилище Ена шелковый лоскут, в один миг сшил себе рукавицу, влез на дерево и схватил солнце. Но, оказывается, схватил он только половинку солнца, а когда стал спускаться с дерева, запутался в его ветвях; один сучок вонзился в зад Омеля и не пускал его.
   В эту минуту проснулся Ен и заметил, что жена и дети его пропали. Громко закричал он, выбежал в сад и увидел там Омеля. Тот притворился смирным и просил Ена помочь слезть ему с дерева.
   Но Ен не помог, а проклял его:
   -  Вечно сидеть тебе на этом дереве!- закричал он, и слова его прогремели, как гром. Но хоть и глухой был Омель, а расслышал эти слова, рассердился, вытащил из-за пазухи половину солнца, дунул на нее и выбросил. Половина солнца полетела и остановилась рядом с другой своей половиной, и тогда обе половины закружились и сделались круглыми. На одном круге остались от пальцев Омеля темные пятна. Ен назвал этот круг дунутым (Тэлысь), то есть Месяцем.
  Долго сидел Омель на суку, а сидеть было больно, обломал он сук, упал с тем суком на землю. От того сука и вырос у Омеля хвост.
   Так прошло много времени. Ен жил один и скучал. Наконец решил он спуститься на землю и проведать своих жену и детей. Сына своего, Войпеля, он застал за работой, тот лепил горшки из глины. Очень понравилась Ену работа сына, сел он рядом с ним, обратившись в седого старика. Поглядел немного и принялся помогать.
   А тут как раз прилетела шумная орда во главе с Омелем. Омель не узнал Ена, приняв его за простого старика, начал хвастать своей силой и хитростью.
   - Моя орда сильная! Нас много! Можем мы затуманить солнце, если развернемся вовсю! А если нам надо скрыться - поместимся хоть в четырех горшках!
   И тут же орда показала свою силу. Развернулась вовсю,- солнце перестало сиять, и на земле наступила темнота. Затем Омель приказал старику поставить четыре горшка,- и тот поставил. Орда со свистом влезла в горшки и уместилась в них. Старик тут же закупорил те горшки и стал закапывать их в землю. Но один горшок с бесенятами разбился, бесенята вылезли и бросились к старику драться. Одной рукой старик бросал в бесенят камнями, другой - оберегал горшки, торопясь зарыть их в землю.
   Камни так и летели направо и налево. Струсили бесенята без главного своего хозяина, и сил у них поубавилось. Пустились бежать, а Ен за ними вдогонку.
   Разбежались кто куда успел: кто в воду - стал водяным, кто в лес - стал лешим. Те, что бежали по берегу реки и пообломали пальцы,- от них-то чертовы пальцы на берегах рек и остались. Так пришел конец орде Омеля.
   А в земле томится в горшке сам Омель, главный бес. Как ни пытается он выбраться на волю, вылезти из горшка,- не дает великий Ен увидеть ни кусочка белого света. Не дает Омелю воли мутить народы на земле. А все народы на земле произошли от Войпеля и Ёмы.


__________________________

   Две лягушки. Зап. П.Г.Дорониным в 1927 г. Опубл. в сборнике: Фольклор народа коми. Архангельск. 1938.- С. 39-42. Сюжет о сотворении мира лягушками не имеет аналогов в мифологиях других финно-угорских народов.
   В фольклоре коми есть тексты, показывающие сакральность образа лягушки для мировоззрения коми. В тексте № 61 обнаруживается зеркальный мотив прыжка с высокого места, где в результате происходит превращение человека в лягушку.

0

4

Прöмыс вöчöм

   Лешей вöчис дозмöр, и байдöг, и сьöла. И мунiс Ен дiнö, Ен и шуö: «Мый нин, Лешей, вöчин?» «Me,- шуö,- вöчи дозмöр, байдöг и сьöла». А Ен шуас: «Me вöчи жö». И Лешей шуас: «Миян сiдз жö сорласяс». И Ен шуас: «Менам дозмöрыс морта*, байдбгыс гöрд синкыма, сьöлаыс морта жö». И найö чукöстасны дозмöрöс, и сьöлаöс, и байдöгöс. Быдсöн Енлöн. Лешейлöн öтик абу. Лешей мунiс гортас и скöрмис зэв ёна. Сiйö вöчис варыш, сюзь, кырныш, рака. Быдсяма пöлöс твар вöчис, медым Енлысь дозмöръяс сёйны кутасны, помавны. А Ен дозмöр и сьöла уна вöчис. И Ен шуис: «Кöть и сёйöны, менам оз быр, век лоö».
   Ен вöчис мужикъяслы прöмыс: ур. Дявöл вöчис тулан, мед урöс сёяс. Ен вбчис бур пон, мед мужикъяслы туланыс бур прöмыс жö лоö. Тулан урöс öнi на сёйö, а урыс унджык, туланыс этшаджык. Вöчис Лешей уна звер. Медым му вылысь мый аддзасны, сiйöс и кутасны сёйны: ручьяс, и рысьяс, и санкаяс. И Ен и шуас: «Коли менö сiдзи пöгибö воштö, ме мужикъяслы бур ум сета, медым быдсяма пöлöс капкан вöчасны, быдсяма пöлöс кляпча вöчасны и быдсяма пöлöс лекарство, сулемаяс бурöc вöчасны, мед кутасны мужикъяс кыйны Лешейлысь зверъяссö, донöн кутасны вузавны».
   И Лешей вöчис ёкыш, вöчис кельчи, вöчис йöрш. Ен дiнö мунiс. Енлы кутiс шуны: «Мый нин тэ талун вöчин?» Ен и шуас: «Me вöчи ёкыш и йöрш». Лешей шуис: «Me вöчи жö». Сiйö шуас: «Миян сорласяс». Ен шуö: «Менам оз сорлась: ёкыш пася, кельчи гöрд синдора, йöрш зэв лэчыд тшöтя». И найö чукöстасны черияcöс. И локтасны. Быдсöн Енлöн. Лешейлöн öтик абу.





Сотворение промысловых птиц и животных

   Леший сотворил глухаря, и куропатку, и рябчика. Пошел Леший к Ену. Ен спрашивает: «Что уже сотворил, Леший?» «Я,- отвечает,- сотворил глухаря, куропатку и рябчика». А Ен говорит: «Я тоже сделал». Леший говорит: «У нас они перепутаются». Ен отвечает: «У меня глухарь с «человеком»*, куропатка с красной бровью, рябчик тоже с «человеком». И созвали глухарей, куропаток, рябчиков. Все Ена. У Лешего ни одного нет. Пошел Леший домой и сильно разозлился. Он создал ястреба, филина и коршуна, ворону создал. Всякой твари сотворил, чтобы глухарей Ена убивали и ели. А Ен глухарей и рябчиков много сделал. И Ен сказал: «Хоть и едят, а у меня не кончатся, всегда будут».
   Ен создал мужикам добычу: белку. Дьявол сотворил куницу, чтобы белок поедала. Ен создал хорошую собаку, чтобы мужикам куница тоже хорошей добычей стала. Куница белок и сейчас ест, а белок больше, куниц меньше. И сделал Леший много разных зверей. Чтобы все, что на земле найдут, то и поедали: лисиц, рысей и росомах. И Ен тогда сказал: «Если он так меня одолевает, я мужикам острый ум дам, чтобы капканы делали, кляпцы делали и разные яды, добрую сулему делали. Станут мужики ловить зверей Лешего и продавать дорого».
   И создал Леший окуня, сорогу, ерша. Пошел к Ену и спрашивает: «Ты что сегодня сделал?» Ен отвечает: «Я сегодня сотворил окуня, сорогу и ерша». Леший говорит: «Я тоже их сделал - перепутаются». Ен отвечает: «Мои не перепутаются: окунь в шубе, плотва с красными глазами, ерш с очень острой щетиной». Позвали рыб. Пришли они: все Ена, у Лешего ни единой.

___________________________

   Сир чери. Налим вöчöм. Ном, геб, лöдз да зi. Петук да чипан. Прöмыс вöчöм. Сьöла. Кöр да йöра. Кöчьяс. Шыр, крыса да кань. Ма да малямуш. Зап. Д.Фокошем-Фуксом в 1916 г. от Т.А.Кочанова, урож. д. Фроловская Усть-Куломского р-на РК. Опубл. с переводом на не-мецк. яз.
   Процесс творения происходит в ходе своеобразной «войны» двух демиургов. Приоритет в создании живых существ принадлежит противнику Ена - Лешему (Омелю), однако, путем словесного наделения их какими-либо отличительными признаками, Ену удается перевести животных под свое начало. Одновременно текстам сообщается этиологичность: они отвечают на вопрос «почему?» Почему у зайца кончики ушей черные? Почему рябчик маленький?
   Поскольку в основе космогенеза лежит идея антагонизма братьев-демиургов, то и созданные ими в процессе сотворчества вещи имеют дуальную маркировку: сотворенное Еном оценивается положительно, и наоборот, сотворенное Омелем - отрицательно. Практически все известные записи мифов констатируют, что Омель портил то, что создавал Ен. К примеру, Ен сотворил цветы, деревья, леса, Омель - озера, болота, зыбуны. Ен создал лесных птиц и животных, полезных людям, а Омель - хищных птиц, зверей и пресмыкающихся. Причем, «хищные» животные создаются Омелем как бы в ответ на сотворение Еном «полезных» животных.

* Человек - имеется в виду вилочковая кость (ключица птиц), которая в играх и в магии выполняет роль человека.

0

5

Беслöн оз ловзьы

   Бесыс, Сатанаыс, век Господь бокас олö вöлöм. Господьыс вöчас черисö, ловсö ачыс сетас, да сылöн сразу мунö. Бес вöчас черитö, налимтö да сиртö, сiдз жö чериыс артмас, сiдз жö вöчас cиртö, но сылöн оз мун, оз вермы бесыд чериыдлы ловсö сетны. Нöйтас, нöйтас, чери пазöдас,- оз мун и пом. Бесыд ловтö сетны оз куж. А Господьыс став черисö вöчас и сетас ловсö, и чериясыс мунасны. Беслöн оз ловзьы, оз мун. Сiйö только смущайтны, грекöвöйтны йöзcö вермö.




У Беса не оживает

   Бес, Сатана, всегда жил возле Господа. Господь творил рыб, сам душу в них вдыхал, и сразу уплывали рыбы. А бес создаст рыб, налимов, щук, те же рыбы получаются* так же делает он, но не уплывают рыбы, не может бес дать рыбам душу. Бьет, бьет, раздробит рыбу,- не плывут и все тут. Бес не может душу дать. А Господь всех рыб создал и дал им душу, и рыбы уплыли. У беса не оживают, не плывут. Он только людей может смущать, в грехи вводить.

________________________

   Беслöн оз ловзьы. Зап. А.В.Чувьюровым и В.Э.Шараповым от М.К.Яблонской 1924 г.р. в д. Аранец Печорского р-на РК.
   Данная версия сотворчества Бога и Дьявола записана у печорских старообрядцев. Дьявол несостоятелен как творец, поскольку не обладает духовным потенциалом, необходимым для творения. Аналогичные мифы бытовали на Иньве, в Коми-Пермяцком АО: «Ен вылепил из земли рыбину. Она получилась красивой и живой. Куль сказал: «Я тоже могу!» - и вылепил рыбину, вдохнул в нее жизнь, но она стала ящерицей». (Климов В.В. Мифические вымыслы коми-пермяков о происхождении земли и человека. // Арт. 2004. № 3.)

0

6

Кыдз Ен да Чöрт тышкасьöмаöсь

   Енмöc Чöрт тышкасьны корас. Енмыд и шуас: «Тышкасям öти вося быдтасöн, сiдзкö». Чöртыд видзöдлас гöгöр да кватитас омра полян, а Енмыд босьтас кöр сюр: «Тайб öти воöн жö быдмöма». Да бусъяс Чöрттö.


Как Ен с Чертом подрались

   Ена Черт вызвал на драку. Ен и говорит Черту: «Биться будем тем, что за один год выросло». Черт оглянулся вокруг и схватил дягиль, а Ен взял олений рог: «Это, мол, тоже за один год отросло». И избил Черта.







Мыйла ньыв пуö гымньöв лыйö

   Енлöн Чöрт вылö лöгыс кутас петны, век пакöститчö да, вöтлыны кутас. А Чöртыд тшенкйысьö. Сэсся Ен сiйöc шыбитас му вылö, а Чöртыд ньыв пу улö дзебсяс. Сэсянь Енмыс век тшöктö Илля Великöйлы ньыв пу увсьыс Чöртöс воöтлыны. Сiйöн ньыв пу улад гымалiгад оз и пырны. А мыйлакö збыль ньыв пуас ёна и лыйö.




Почему в пихту молнией бьет

Ен Черта возненавидел, за то что постоянно пакости строит, и стал его гнать. А Черт пререкается. Ен тогда скинул его на землю, а Черт под пихту спрятался. С тех пор Ен все приказывает Илье Великому из-под пихты Черта выгнать. Потому во время грозы и не прячутся под пихтой. А правда ведь в пихту часто бьет.


______________________________
 
   Кыдз Ен да Чöрт тышкасьöмаось. Мыйла ньыв пуö гымньöв лыйö. Зап. О.И.Уляшевым в 1992 г. от И.Н.Уляшева 1939 г.р. в с. Вольдино Усть-Куломского района РК.
   Текст объясняет происхождение грома и молнии. Христианское имя противника Ена «Черт» в целом соответствует практике табуирования имен отрицательных персонажей мифологии. В финно-угорских мифологических традициях вообще характерны замены имен противников небесного бога другими, по возможности иноязычными. К примеру, в удмуртской мифологии имя противника Кереметь - арабского происхождения. В текстах коми противник может называться заимствованными русскими терминами Черт, Дьявол, Сатана, Леший.
   Сюжет, по-видимому, имеет истоки в апокрифической «Беседе трех святителей». Ср.: «Вопрос: что есть гром и молния? Толкъ: ангел Господень летая бьет крилома и гонит дьявола. Молния суть свиты ангельския. И егда идет дождь, тогда дьявол станетъ. И егда молния ходитъ, стрекаются, то с гневом ангел Господень зрит на дьявола». (Цит. по: Перетц В.М. Материалы к истории апокрифа и легенды. К истории Громника. СПб., 1899. С. 7.)
   Сюжет о громовержце, поражающем противника в облике змея, имеет универсальное значение и распространен в фольклоре многих народов.

0

7

Тöв йылысь

   Важöн Ен вöчис тöв. Тöлöс эрд вылö лэдзис. Тöв кутiс бур вöръяс пöрöдны. И поместам мусö кутiс путкылявны. И короминаяс путкылялö. Ен и чукöстic: «Тэ,- шуö,- Тöлö, он куж овны бур вöля вылас, дурачитан. Тэнö чеп йылö домала. Чеп йылын морт нэмыд лэбав». И öнi чеп йылын лэбалö.


О ветре

   Когда-то Ен сотворил Ветер. Выпустил Ветер в поле, и стал Ветер добрые леса валить, и землю кое-где переворачивает, и хоромины валит. Ен и окликнул его: «Ты, Ветер, не умеешь жить на воле, дурачишься. На цепь тебя посажу. На цепи весь век летай». И сейчас на цепи летает.

_______________________

  Тöв йылысь. Би йылысь. Зап. Д.Фокошем-Фуксом в 1916 г. от Т.А.Кочанова, урож. д. Фроловская Усть-Куломского р-на РК. Опубл. с переводом на немецк. яз.
   Так же, как и горы, ветер и огонь первоначально сотворены Еном живыми существами, но лишены этого качества вследствие нарушения ими божественной меры. Ен полагает над этими стихиями контроль, посадив ветер на цепь и заключив огонь в спички, однако за ними остается стремление выйти из-под контроля в виде пожаров и ураганов.

0

8

Йöзöс вочöм

   Господьыс мужик вöчас, а Дявöлыс - баба. Господьыс юалö: «Мыйла бабасö вöчин?» Дяволыс шуö: «Бабатöгыс мужиклы кокни лоö, грекö оз вöй, оз матькы да». «Но,- шуас Господь,- тэ кö вöчин, мед налы лöсьыд кутас сюрны». Сэсся и бабаыд да мужикыд йирсьöны и тышкасьöны, а войнас - лöсьыд.

Сотворение людей

   Господь мужика сделал, а Дьявол - бабу. Господь спрашивает: «Зачем бабу сделал?» Дьявол говорит: «Без бабы мужику легко будет, в грехи не впадет, материться не будет». «Ну,- говорит Господь,- раз уж ты сделал, пусть хоть удовольствие будут получать». С тех пор баба с мужиком грызутся и дерутся, а ночью хорошо.

0

9

Инькаясöс вöчöм

   Енмыс вöчöма айуловсö да лöсьöдома налы ставсö, мыи колö. Кульыс вöчöма инькаöс да вунöдöма писькöдны кага ваянсö. Инькаяс норасясны Енлы. Сiйö босьтас чер, пуксяс джек вылö да тшöктас быд инькалы матыстчывны ас дорö водзнас. Но и вот: öтик локтас - Енмыс сiйöс - сап! Мöд локтас - бара сап! И артмас сiдз: кодö кузь кока, сылы муртса чер нырыс инмывлас, кодi дженьыд кока - кык пöв кузьджыка восьтас.

Сотворение женщин

   Ен сотворил мужчин и придал им все необходимое. Куль создал женщин и забыл проделать им детородное место. Женщины пожаловались Ену. Он взял топор, сел на чурбан и велел каждой подойти к нему передом. Вот одна подойдет - Ен топором тяп, другая подойдет - опять тяп! И вышло так: длинноногим лишь носком топора задел, а коротконогим - вдвое длинней прорезал.

_______________----

   Инькаясöс вöчöм. Зап. В.В.Климовым. Текст из статьи: Климов В.В. Мифические вымыслы... С. 93-94.

0

10

Ен дорö депутатъяс

   Бабаяс бöръясны ас костысь мöдöдны Ен дорö депутатъясöс, Марья да Дарьяöс, тöдмавны, мыйла куканьыс мöд луннас кок выло сувтö, а бабаяслöн дзоляясныс кöкъямыс тöлысьöн сувтöны кок вылö? Енмыс - абу тюни, аддзöма Марья да Дарьятö: «Локтö, локтö, прöйдитö, висьтасьöй!» Висьталiсны Енмыслы: «Миян шог, мыйла тадз: мыйла мöскыс вайö, да кок вылас мöд луннас куканьыс сувтö, а ми новлам кынöманым кöкъямыс тöлысь и мод кокъямыс тöлысь ки выланым быдтам. Позьö-ö миянлы сiдз жö, Енмö, вöчны?»
   Енмыд и шуас: «Вöча. Но мöсъяс моз понданныд корсьысьны öтчыд вонас!» Марья да Дарья тайöс кывласны и Енмыслы висьталöны: «Оз ков, оз ков, татшöм участьыс миянлы оз ков. Бурджык ми дас кöкъямыс тöлысь новлам кынöманым, но мед быд лун миянлы сюрлö, öтчыд вонас да мöсъяс моз корсьысьöм дорысь».
   И пышйисны бабаяс. И сiдз и коли Енмыслöн, мый кокъямыс тöлысь новлöны и кокъямыс тöлысь видзöны.

Депутаты к Ену

   Выбрали бабы своих депутатов к Ену, Марью и Дарью, узнать, почему теленок, как родится, на другой день на ноги встает, а у женщин дети только в восемь месяцев ходить начинают. Ен - не валенок, увидел Марью и Дарью: «Идите, идите, проходите, расскажите!» Говорят они Ену: «Почему у нас такое горе: когда корова родит, теленок на второй же день на ноги встает, а мы в животе восемь месяцев носим и еще восемь на руках нянчим. Можно ли нам, как коровам, сделать, Ен?»
   Ен и ответил: «Сделаю. Но, как коровы, будете искать мужика раз в год!» Марья и Дарья это услышали и говорят Ену: «Не надо, не надо нам такой участи. Лучше уж мы восемнадцать месяцев беременными ходить будем, но пусть уж каждый день нам перепадает, чем раз в году да как коровам искать».
   И убежали бабы. Так и осталось, что восемь месяцев вынашивают, а восемь месяцев на руках нянчат.

____________________-
Ен дорö депутатъяс. Зап. П.Ф.Лимеровым в 1992 г. от А.В.Коровина 1963 г.р. в д. Муфтюга Удорского района РК.
   В жанровом отношении текст является анекдотом, однако он содержит антропогонический смысл. Поколение людей кардинально отличается от предыдущего, чудского. Мифы отражают физиологические и социальные изменения, фиксирующиеся новым состоянием человека, в соответствии с которым он утрачивает способность ходить и говорить с рождения, меняются сексуальные ритмы, формируется тело. В сущности, это означает переход от некоего предчеловеческого состояния к собственно человеческому.
   Положительный ответ на просьбу женщин для Ена означает возврат к исходной, предчеловеческой ситуации, что уже невозможно.

0

11

Ош йылысь

   Важöн волi Микайлö. Микайлö вöрö мунiс и вöрöд кутic ветлöдлыны. Микайлö и кутiс шуны: «Вот эськö пидзöсчаняся, ошкöн лоа!» И Микайлö колода вылö пидзöсчанясис, колода кузя кутic мунны. И Лешей локтic. И Микайлööс ошкö вöчис Лешей. Kутic вöрын ветлöдлыны ош. Öтик баба кайис раскас тшак вотны. И Микайлö аддзис, и бабаöс кватитic, и зэв лёк пöрöмö нуис. И вужъя бöрö гу кодйис, и овмöдчисны бабакöд. Найö вöчисны ошпиян. И баба кулi, и ошпиян колины. Найö быдмисны, кутicны вöрод ветлöдлыны. Кутiсны йöзöс корсьны сёйны. Кытысь кыласны ошъяс чер шы, сэтысь мужикöс кутасны сёйны. И зэв ёна йöзöс кутасны сёйны.
   И му вылö лэччис Микöла Угодник. Кыдз пу пöрöдiс и кутiс тув нöйтны, поткöдны. И ош кылiс керасьöм шы, и ош локтас. ош шуö: «Мый, старикöй, керан?» - «Me додь сюв вöча». И ош шуас: «Me тэнö сёйны локтi>. И мужик и шуас: «Час, тайöс поткöдам, мед бур йöзлы кольö додь сюв выланыс». И старик и шуас: «Вай, коктö сюйлы кыдз пу костас, ме тувсö мöдлаö нöйта». Ош сюйис кок лапа. И зэв ёна топодiс ошлысь коксö. Ош кутic горзыны: «Лэдз, старикö, зэв ёна кокöй кутic доймыны!» Старик босьтас кöрт бедь и кöрт беддьöн кутас ошкöс нöйтны. Зэв чорыда нöйтic. Быдсöн бонзис яйыс, сэн гырд кутас петны. «Старикö лздз!» Старик шуас: «Мужикъясöс cёйны кутан-он?» «Ог, мужиклысь кö кок шысö кыла, ме,- шуö,- улам кудзала да пышъя. Сэтшöма кута мужикысь повны».
   Ош шуас: «Мен пев колö». Старик шуас: «Тэд кö ме пев сета, мортлы борд сета, понлы ньöввуж сета». Ош и шуас: «Мен певйыс оз ков, а коркö миянлы куим лун кежлö кöть сетан-он вöлясö?» «Сета,- шуö,- Семен лун дырйи куим лун чöж кыдз окотитанныд, сiдз и олöй! Мужик ciйö лунö петас кö ворö, ас вылас надеяöн мунас. Ме ог вермы спаситны».
   И ошкöс лэдзис. Ош мунiс. И Микöла Угодник бöр кайис небесаас.


О медведе

   Жил в давние времена Михаиле. Пошел как-то Михайло в лес и стал по лесу бродить. И говорит Михайло: «Вот если встану на четвереньки, медведем буду!» И встал на четвереньки, по колоде стал идти. Тут пришел Леший и превратил он Михаилу в медведя. Стал по лесу бродить медведь. Одна баба пошла в рощу собирать грибы. И Михайло увидел, бабу схватил и унес в бурелом. За корневищем вырыл берлогу, и стали жить с бабой. Родили они медвежат. Эта женщина умерла, а медвежата остались. Выросли они, стали по лесу ходить. Людей стали искать, есть. Где услышат медведи звук топора, туда и идут мужика есть. И много людей они съели.
   Тогда спустился на землю Микола Угодник. Свалил березу и начал клин вбивать, ствол расщеплять. Услышал медведь звуки топора и пришел. Спрашивает медведь: «Что ты, старик, делаешь?» - «Да я вот полозья для саней готовлю». Медведь и говорит: «А я тебя съесть пришел». Мужик ему в ответ: «Сейчас, только дерево расколем, пусть добрым людям на полозья останется». И добавил старик: «Давай,- говорит,- лапу засунь в расщеп, клин в другое место вобью». Медведь сунул лапу. И зажало медвежью лапу. Закричал медведь: «Отпусти, старик, очень больно!» Как взял старик железный прут и как начал этим прутом бить медведя. Очень сильно избил. Мясо измочалилось, кровь потекла. «Старик, отпусти!» - «Будешь еще мужиков есть?!» - «Нет, если человеческие шаги услышу, я обделаюсь и убегу. Так человека бояться буду».
   И еще говорит медведь: «Мне большой палец нужен». Старик в ответ: «Если я тебе дам большой палец, то человеку крылья дам, а собаке - лук и стрелы». Медведь и говорит: «Не нужен мне тогда большой палец, а можешь ли ты дать нам воли на три дня?» - «Дам, на Семенов день три дня живите, как захотите! Если мужик в эти дни в лес выйдет, на себя пусть надеется. Я его спасти не смогу».
   И отпустил медведя. Ушел медведь. А Микола Угодник поднялся обратно на небо.

___________________
   Ош йылысь. Зап. Д.Фокошем-Фуксом в 1916 г. от Т.А.Кочано-ва, урож. д. Фроловская Усть-Куломского р-на РК. Рочев Ю.Г. Коми легенды и предания. Сыктывкар, 1984. С. 112-113. Миф о происхождении медведя.
   Имя главного персонажа «Микайлö-Михаил», по-видимому, взято из сказочного репертуара. Создателем медведя оказывается Леший (Омель), этим объясняется его стремление поедать людей. Чтобы нейтрализовать избыточное негативное влияние мифологического низа людей, на землю спускается Микола (Николай)-угодник, в данном случае персонаж не случайный. В коми религиозно-мифологической традиции св.Николай является заступником охотников и вообще всех, кто находится в лесу. Надо отметить, что превращение человека в медведя считалось возможным, но обратный процесс - нет. Ср.: «Два товарища-охотника промышляли в лесу и жили в одной избушке. Выходят они раз вместе рано поутру на охоту. На пути им встречается большой медведь. Медведь повернул от них в сторону. Охотники решили преследовать его. Тот убегал от них все дальше и дальше, а охотники за ним. Весь день охотники следовали за медведем и к вечеру дошли до места, усеянного высокими кочками. Здесь, перескакивая с кочки на кочку, они уже почти начали настигать медведя. Но в это время у одного охотника лопнул стягивающий штаны вязаный шнурок (гач вöонь) и охотник вдруг... превратился в медведя: зарычал по-медвежьи и кинулся в сторону своего товарища охотника. Последний, видя вместо одного двух медведей, принужден был отступить. Спустя некоторое время оставшийся охотник убил медведя и, сняв с него шкуру, внутри его обнаружил человека во всем охотничьем костюме, - какого же было удивление этого охотника, когда он признал в нем своего товарища». (Доронин П.Г. Пережитки... - С. 92.)

0

12

Уна челядя баба

   Oлöма коркö уна челядя баба. И сылы лоöма яндзим сы мында челядьысь да мöдöдлöма найöc кытчöcюрö. Сэсся локтас Енмыс да юалас: «Кöн тэнад челядьыд?» - «Ме мöдöдалi..» - «Но, сiдзи кö вöчин, мед лоас öти ош, мöд лягуша лоас...»

Многодетная баба
   Жила когда-то многодетная баба. И стыдно ей стало, что у нее столько детей, и отправила она их куда глаза глядят. Приходит Ен и спрашивает: «Где твои дети?» - «А я их разогнала...» - «Ну, если ты так сделала, то пусть один будет медведем, другой - лягушкой...»

_______________

   Уна челядя баба. Зап. Ю.Г.Речевым в 1978 г. от А.К.Лавлин-ской 1921 г.р. в с. Нившера Корткеросского района РК. НА КНЦ УрО РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 233-а. Л. 237.
   Вариант мифа о происхождении некоторых видов животных от людей.

0

13

Мелкий народ

   Прежде мелкий народ жил - чудской. Зерно у них росло суставами. Сустав с четверть длиной. От каждого сустава колосья в разные стороны росли. Чуди жали так: проткнут нижний сустав шилом, перевяжут сноп веревкой и волокут по земле. Потом молотят. Вместо мешков были холщовые чулки-паголенки. В них и хранили зерно.
Народ этот исчез. Не знаем, куда и как ушел. А колос после них один остался.
   В деревне Раменье жила старуха из Кочевского района. Она лечила чудским ральником,* маленьким, как ложечка. Напоит больного водой, в которой подержит ральник, больной поправляется. Она, наверное, много знала про чудских. Она за счет ральника и кормилась.

_________________

   Мелкий народ. Зап. Л.С.Грибовой в 1963 г. от К.А.Зубова 1910 г.р. в д. Вежайка Коми-Пермяцкого АО. НА КНЦ УрО РАН. Ф. 11. Оп. 1. Д. 54.- Л. 85-86. Текст записан Л.С.Грибовой в переводе на русский язык.
   Текст открывает цикл преданий о золотом веке карликовой чуди.
   Карликовая чудь - это мифологические существа, имеющие мало общего с людьми. Как правило, чудской народ изображается как черные, мохнатые человечки с поросячьими (коровьими) ногами и ростом «с вершок». Это соответствует идее «подземного» происхождения первых людей. Тема золотого века показана в серии сюжетов о чудесном земледелии и его утрате. Сюжеты о чудесном земледелии содержат сведения о необыкновенном хлебе, который не сеют, а он самопроизвольно растет, причем растет кустами и колосится от земли; о необыкновенных способах хлебопашества чуди: не сеют, жнут шилом, хранят зерно в паголенках. Сюда же входят тексты о неразумии чуди, которое выражается в ряде бессмысленных действий: они «толокно в проруби мешают», кочуют без толку, не могут понять назначение серпа и т.п. Эти мотивы сближают предания о карликовой чуди с анекдотами о пошехонцах. Принципиальным различием здесь является то, что предания о карликовой чуди включены в активный религиозный фонд коми-пермяков.
   Параллельно развивается тема утраты золотого века вследствие неразумия чуди: чудинка оскорбляет небо, и небо отдаляется от земли; чудин рванул куст хлеба руками, и Ен насылает проклятие на весь народ; чудь не понимает назначения серпа и гибнет от него, в то же время появление в мире чуди таких чужеродных предметов, как серп или белая береза, оказываются символами изменения их мира, гибели карликовой чуди и прихода других (высоких) людей. Чудь вынуждена уйти под землю (под воду), откуда когда-то и вышла. Чудь также демонизируется и как бы входит в фонд образов нечистой силы. В частности, коми-пермяцкие святочные чуды генетически связаны с представлениями о мифологических карликах.
   В дальнейшем происходит как бы разделение чуди на две составляющие: 1) демонизированная чудь называется чудами; 2) поколение, пришедшее на смену первому, собственно чудью. Эта чудь описывается как поколение героев, богатырей. В исторической перспективе термин чудь используется в качестве обозначения коми дохристианского населения или некоего аборигенного (до коми, до русского). Следует особо отметить, что предания о карликовой чуди в основном распространены среди коми-пермяков, тогда как в текстах коми-зырян представление о карликовости перволюдей отсутствует, хотя и выводится из контекста.

   *Ральник - лемех, нож, разрезающий перед плугом дерн

0

14

Енлöн скöрмöм

   Водзын кага, мыйöн чужас, пыр кокöн ветлö и сёрнитö. Öтик баба кага чужиc, кагаöс водтöдic: и мунiс пач водзас, блин кутас пöжавны. И видзöдö: кага сувтас и кокöн кутас ветлыны. Баба чепöcйис, кага кватитас и кагалысь ciтансö блинöн чышкис. Енмöдз кылö сылöн блинöн чышкöм. Ен лэччис му вылö.
   А нянь вöлöма идзас кузяыc ставыс шеп, и Ен ёна скöрмис блинöн сiтансö чышкöмысь. Ен босьтiс сюсö и кутас мусяньыс шепсö шырзьыны. И пон локтас и сю йывcö пон кватитic, и пон шуис: «Енмö, меным пай коль!» И Ен коляс. Пон мый выйöн шамыртiс, сы выйöн коли. Вот öнi пон пай вылас ми олам.
   Ен ёрас: «Мед тэнад кагаыд куим во чöж куйлас и оз сёрнит. Куим во бöрын вöлисти кок йылö сувтас!»


Гнев Ена

   Раньше ребенок, как рождался, сразу мог ходить и разговаривать. Одна женщина родила ребенка, положила спать, а сама пошла в кут, стала блины печь. И видит: ребенок встал и начал ходить. Женщина подскочила, схватила ребенка и его попку блином подтерла. Пронюхал Ен, что блинами подтираются, спустился на землю.
   А хлеб тогда колосился по всему стеблю, Ен сильно разгневался за подтирание попы блином, взял колос и стал его шелушить от земли. И пришла собака, схватила зубами верхушку колоса и сказала: «Ен, оставь мне пай!» И Ен оставил. Сколько собака успела схватить, столько и осталось. Вот сейчас мы живем на собачьем пае.
   Ен проклял ту женщину: «Пусть твой ребенок три года лежит и не разговаривает! Только через три года на ноги встанет!»

____________________

   Енлöн скöрмöм. Зап. Д.Фокошем-Фуксом в 1916 г. от Т.А.Ко-чанова, урож. д. Фроловская Усть-Куломского р-на РК.
   №№ 40-44 представляют собой первую версию преданий об утрате чудесного земледелия, зафиксированные у коми-зырян.
  Аналогичное предание было записано Л.С.Грибовой в 1960 г. в д. Сойга Гайнского р-на Коми-Пермяцкого АО: «В давние времена небо было низко-низко, его можно было рукой достать. Однажды чудская женщина пекла блины и студила их на небе: прилепит к небу, блин остынет - она его снимет. Возле нее крутился мальчик, ее ребенок, и собака, которая их охраняла. Мальчик оправился, мать вытерла его блином, и этот блин тоже к небу прилепила. Оскорбленное небо поднялось высоко-высоко, а людей прокляло: «Пусть один колос останется на стебле - для собаки». С тех пор зерно с одним колосом, а человек живет на собачьем пае».

0

15

Баблöн висьт

   Mенам вöлi баб. И Сiйö пыр миян висьталic: кутшöм олöмыс водзö лоö. Кор кутiс мöдöдчыны Из сайö* овны и меным ciйö шуö: «Нучка, водз шулi да, гашкö, юрад эн босьт. Вай, нöшта мунтöдз висьтала, да и тэ кодлыкö верман висьтавны этайö олöмсö». И сiйö висьталö: «Война лоö, регыд нин. Война ыджыд лоö, кузя кутас мунны». А ме сылы: «Бабö, ни öтик буква он тöд да кыдз, кытысь тöдан?» А сiйö и шуö: «Миян юрным не сэтшöм». А ме сылы бара öтвечайта: «Мый нö, тэнад кутшöм юрыд, сэтшöм öд и миян юрным».- «А водзö народыс оз ло сэтшöм. Мöд пöлöс лоö, оз ло, кутшöм öнi бöр олöмас вöлi.
   Сэсся войнаыс эштас, народ кутас овны-вывны, лоасны семьяяс. Народ этша кольö, вияcны уна. И народыс нин олö сiдз бура, и оз на казяв, а кутас тшыкны. Этшаöн тшыкны кутас. А сэсся бöрас казялас, мый тшыкö. Кодкö юöмö öлöдчö, кодкö мыйкö лёкöс карас. А сiйö важöн эз вöв. А сэсся зэв эськö бура кутас народ овны: шöвкöн пывсянö мунö, шöвкöн мöскыс дорö петö, а гаж оз ло. Сэсся челядь оз кут кувны. А взрослöйыс кутас бедаöн да напастьöн пöгибнитны». Сiйö эськö оз рочöн висьтав, а менам то рочöн артмö. «Да сэтшöм быд пельöсын война лоö. Айыс писö виö, а пиыc - айсö виö. Зэв олöмыс лёк лоö. Бöрас народыс кутчысяс Енмö, но сер лоö. Кутаcны вичко вöчны. Быдсöн сёр лоö. Народ лэччысьны кутас, юöм уна лоö. Если кö юöм уна, cэтöнi быдсяма лёкыс. Сэсся быд пельöсын вöюйтны кутасны, и бöрас, кык тысяча во пыригас, муыс öзъяс. Исус Кристосыс лэччас мöдысь му вылö. Выль олöм вöчны». Кыдз сiйö шуис, кык во да джын мысти войнаыc вошйис, Отечественнöйыс.
   «Сэсся Дявел Исусыслысь юалас: «Беда нин уна йöзcö вöчан. А уджалан лунсö зэв уна сетан, а öтик лун cöмын шойччыны». А Исус Кристосыс шуö: «Сiйö на вит лунсö кутасны удитны». А сэсся бара шуö Дявелыс: «Йöзöс вöчан да беда тай строгость мöдан сетны народыслы». А сiйö шуö: «Народыслы кö строгость он сет, сiйö кöинысь лёкджык лоö. Ёрта-ёртсö cёйны кутас, некутшöм олöм слöй оз ло.

Бабушкино предсказание

   У меня была бабушка. И она все нам рассказывала, какая жизнь будет дальше. Когда стала собираться за Камень*, мне тогда говорит: «Внучка, раньше уже рассказывала, да, наверно, в голову ты не взяла. Давай, пока не уехала, расскажу, и ты кому-нибудь дальше расскажешь про эту жизнь». И она рассказывает: «Скоро война начнется. Скоро уже. Война будет большой, долго будет идти». А я ей: «Бабушка, ты ведь ни одной буквы не умеешь прочитать, откуда это все знаешь?» А она говорит: «У нас головы не такие». А я снова ей отвечаю: «Что же у тебя за голова, у меня ведь такая же».- «А теперь народ уж не таким будет. Другим будет, не будет таким, каким был в последнее время.
   Потом война закончится, народ будет жить-поживать, строить будет семьи. Народу сначала мало будет, убьют многих. И народ будет жить лучше, и еще не заметит, а начнет портиться. Понемногу портиться начнет. А потом заметит, что испортился. Кто-то начнет пить, кто-то что-нибудь плохое будет делать. А этого раньше не было. А после народ очень хорошо будет жить: в шелках в баню идет, в шелках к корове выходят, а веселья не будет. Потом дети перестанут умирать. Очень редко будут умирать дети. А взрослые будут от бед и напастей гибнуть». Она, конечно, не русскими словами это говорила, а у меня уже русские слова выходят. «И в каждом углу начнется война. Отец убивает сына, а сын убивает отца. Жизнь станет очень плохой. После народ обратится к Богу, но будет уже поздно. Начнут строить церкви, но поздно будет. Народ опустится, станет много пьянства. Если много пьянства, там и много всякого зла. Потом в каждом углу война начнется, и напоследок, при вхождении во второе тысячелетие, земля загорится. Иисус Христос второй раз спустится на землю создавать новую жизнь». Как она предсказала, через два с половиной года началась война, Отечественная.
   «Потом Дьявол задал Иисусу вопрос: «Слишком много народу создал. А рабочих дней много даешь, а отдыха - только один день». А Иисус Христос отвечает: «В эти пять дней будут все успевать». Снова говорит Дьявол: «Народ создал и большую строгость дал народу». А он отвечает: «Народу если строгость не дашь, он будет хуже волка. Друг друга есть начнут, никакого смысла в жизни не будет».

______________
   Баблöн висьт. Зап. П.Ф.Лимеровым в 1996 г. от А.В.Филипповой 1922 г.р. в с. Мужи Шурышкарского р-на Тюменской обл. Пророчество войны.
   Наступление последних времен начинается с постепенной деградации людей. Люди сами не замечают, что уже испорчены, в мире становится все больше убийств, пьянства, наконец, загорается земля и происходит пришествие Иисуса Христа.
Верность пророчеств рассказчица подтверждает сбывшимся предсказанием второй мировой войны.

* Стала собираться за Камень - в тридцатые годы родственники рассказчицы вернулись с Оби на Ижму.

МУ ПУКСЬÖМ
-СОТВРЕНИЕ МИРА

0


Вы здесь » Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские » Гусятор » Гусятор