И.Л.Жеребцов, Е.Н.Рожкин
От Геродота до Георгия Лыткина
Преданья старины глубокой.
Кто был первым исследователем истории и культуры коми народа? Когда начались такие исследования? На эти вопросы нет однозначных ответов. Уже в глубокой древности появились первые сведения о живших на Севере Европы народах. Например, древнегреческий ученый Геродот в V веке до нашей эры написал труд «История», где, в частности, привел сведения об охотничьих племенах, живших на далеком Севере (может быть, имелись в виду предки современных финно-угорских народов), а готский историк Иордан в VI веке нашей эры в книге «О происхождении и деяниях гетов» упомянул о живших на Севере финских племенах. Но к изучению истории и культуры коми, разумеется, все эти «преданья старины глубокой» (весьма отрывочные и порой весьма далекие от истины) отношения не имеют, поскольку коми народ появился существенно позже.
Вряд ли могут претендовать на первенство и путешественники IX и X столетий - такие как скандинав Отар, совершивший в IX веке морское путешествие в землю Биармию и рассказавший по возвращении о виденных там жителях-биармийцах, живших на берегах большой реки (не исключено, что он имел в виду Европейский Северо-Восток, хотя есть на сей счет и другие суждения), или секретарь Багдадского халифа Ахмед Ибн-Фадлан, который в 921-922 годах побывал на Волге (в Волжской Булгарии) и привез оттуда на Ближний Восток рассказ о богатой соболями и черно-бурыми лисицами стране Вису (по мнению некоторых ученых, речь в этом рассказе идет о Северном Приуралье, и, в частности, возможно, о территории современной Республики Коми). Ведь даже если Отар и Ибн-Фадлан действительно поведали правителям Западной Европы и Передней Азии об обитателях Европейского Северо-Востока, они слегка «поспешили»: по данным археологов, народ коми сформировался лишь в XI столетии, уже после их путешествий.
На землях древних коми уже в XI веке побывали славяне - новгородцы. Появлялись они здесь и в XII, и в ХШ столетиях. Через них весьма скупые сведения о древних коми попали в русские летописи и, в частности, в знаменитую «Повесть временных лет». Однако язык не поворачивается назвать «исследователями» новгородских полуразбойников-полуторговцев (как и их скандинавских «коллег», время от времени являвшихся в «Биармию»), которым, впрочем, до культуры, быта, да и языка местных жителей дела было мало. Их больше интересовали пути сообщения и природные богатства.