Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские » Коми Йöз. Коми Народ » Последнее Поучение св. Стефана Пермского


Последнее Поучение св. Стефана Пермского

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Последнее Поучение св. Стефана Пермского
Коми народу

  Когда же приблизилось время преставления его, как кажется, месяца за два или больше, он созвал новокрещеных пермских людей и, собрав их вместе, желая произнести им обычное поучение, а скорее последнее поучение, сказал им:
   — Братья, отцы и дети, мужи пермские! Мы должны благодарить и хвалить за нашу веру и за ваше обращение и крещение Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, многою милостью Своею породившего вас в купели нового рождения для упования жизни, для нетленного, нескверного и неувядающего наследия, ожидающего на небесах. И "вы освободились от греха и подчинили себя Богу" (Рим. 6, 22). Обручились обручением с жизнью вечной. Тьму оставили, а в свет облеклись. Позваны были "в свободу чад Божиих" (Рим. 8, 21). Уразумейте, что есть воля Господня, благая и благоугодная, и что есть заповедь Его. "Заповедь ведь Господня издалека просвещает очи" (ср. Пс. 18, 9). Издалека, я имею в виду,- издавна, ибо в Ветхом Завете, то есть в Моисеевом Законе, такова первая заповедь, говорящая: "Возлюби Господа Бога своего от всей души твоей" (ср. Втор. 6, 5) "и ближнего своего как и сам себя" (Лев. 19, 18). Господь же в Евангелии сказал: "Кто любит Меня, тот заповеди Мои сохранит" (ср. Ин. 14, 23), а "кто не любит Меня, и слов Моих не хранит" (ср. Йн. 14, 24). Иоанн же Богослов и Евангелист сказал: "Кто говорит: Бога люблю, а брата своего ненавижу,- тот лжец" (ср. 1 Ин. 4, 20). Но если человек любит Бога, подобает ему и ближнего любить,- это любовь совершенная. Апостол же Павел сказал: "Братья, любящим Бога все содействует ко благу" (ср. Рим. 8, 28). Потому, братья, если вы возлюбили Бога, и в Него уверовали, и в Него крестились, то постарайтесь чистыми, непорочными, неоскверненными оказаться перед Ним. Делайте благое для основания веры. "Вера ведь без дел мертва" (Иак. 2, 20), как сказал апостол Иаков, по плоти брат Господен. Как вера без дел мертва,— так и дела без веры: "Без веры же невозможно угодить Богу" (Евр. 11, 6). Пишет и верховный апостол Петр: "Постарайтесь вашими добрыми делами делать твердым ваше звание; так поступая, не согрешите никогда" (2 Пет. 1, 10). "Справедливым же почитаю, пока я нахожусь в этом теле, пробуждать вас напоминанием, зная, что вскоре должен оставить тело мое, как Господь наш Иисус Христос явил мне. Постараюсь, чтобы вы всегда по моем отшествии приводили это на память. Ибо не лживым басням последовав, рассказали мы вам о силе Господа нашего Иисуса Христа и пришествии Его, но быв свидетелями Его величия" (2 Пет. 1, 13-16). Потому говорю вам, как сказал апостол: "Отложите всякую злобу" (1 Пет. 2, 1) давних дел ваших и возненавидьте все дела лукавые, совлекши "ветхого человека, истлевшего в похотях телесных" (ср. Ефес. 4, 22), чтобы, "как новорожденные младенцы, возлюбив, пить чистое словесное молоко добродетели, дабы, от него возрастя" (ср. 1 Пет. 2, 2), достигнуть совершенного разума. "Не будьте уже словно младенцы с зыбким умом, словно ветром колеблемые" (ср. Ефес. 4, 14) бурей треволнения грехов, и "не дети будьте умом, но на зло будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни" (1 Кор. 14, 20). В благом будьте крепки и тверды и по уму совершенны. "Поступайте достойно звания, в которое вы позваны" (ср. Ефес. 4, 1), чтобы сохранить заповеди Господни. "Вы были некогда тьмой, а теперь вы как чада света поступайте по всякой правде и истине, проверяя, что угодно Господу. И не участвуйте в делах неподобающих и темных, но лучше обличайте их. Ибо то, что делается в тайне, скверно, и стыдно о том говорить. Все ведь, обнаруживаемое светом, сделается явным" (ср. Ефес. 5, 8-13).
   И вот, время ухода моего уже стоит предо мною, да будет вам известно. Если же кто-нибудь задумает, будучи маловерен, а лучше сказать зловерен, и замыслит отойти от света в тьму, захочет отступить от Бога живого, захочет отречься от веры христианской и то, что он построил, вновь разорить, что мы скажем в ответ такому человеку? Только - что чист я от этого, и помимо меня это да будет. Сам этот человек в страшный судный день пусть даст ответ о себе. Или без всякого ответа да будет. Я ведь, что мне было по силам выполнил, и много божественных слов вам сказал, и все, что должен был сделать, сделал, и уже устал, уча их, не давая покоя челюстям моим. Перетрудился, вопия. Замолкла гортань моя. Больше этого что хотел бы я сделать и не сделал? Только то, что сейчас говорю:
   Свидетельствую вам и страшными клятвами запрещаю и свидетельство представляю, как в древности Моисей и Исайя; ибо они, будучи пророками, оба равно засвидетельствовали, небо и землю в свидетели призывая; и один сказал, а именно, Моисей во Второзаконии: "Слушай, небо, и я буду говорить, услышь, земля, слова уст моих" (Втор. 32, 1),— а Исайя сказал: "Слушайте, небеса, и внимай, земля!" (Ис. 1, 2). Могу и слова Павла сказать: "Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят" (1 Кор. 16, 22). Не боитесь ли, что обратится против вас оное Писание, говорящее: "Лучше не обещать, нежели, пообещав, не отдать" (Еккл. 5, 4)1 И еще апостол Петр говорит: "Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. И случается с ними по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья вновь валяется в грязи и в тине" (ср. 2 Пет. 2, 21-22). И бывает для них "последнее хуже первого" (Мф. 12, 45; Лк. 11, 26). Не солгал сказавший в святом Евангелии: "Вот, уже секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10). И вновь вспомню речи Павла, сказавшего: "Смотрите, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы не отступить от Бога живого" (Евр. 3, 12) и от веры христианской. "Ибо будет,— сказал он,- время, когда здравого учения принимать не будут" (2 Тим. 4, 3). И еще сказал: "В последние времена отступят некоторые от веры Иисуса Христа, внимая духам-обольстителям и учению бесовскому" (ср. 1  Тим.4, 1). И еще Павел, когда шел из Милита в Иерусалим, сказал ефесским священникам: "Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас стражами пасти и блюсти Церковь Божию, котоую Он искупил Свою кровию. Ибо Я знаю, что по отшествии Моем придут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, и будут увлекать учеников за собою" (ср. Деян. 20, 28-30).
   Потому, братья, никто да не обокрадет вас лживыми учениями и ересью, "никто да не прельстит вас пустыми словами" (Ефес. 5, 6). Но "если кто-нибудь впадет в какое прегрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. 5, 1). Но, будучи совершенными, "вразумляйте безумных, утешайте печальных, поднимайте немощных, друг друга поучайте на благое, друг друга подкрепляйте" (ср. Фес. 5, 14-15), "носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6, 2).
   И, заканчивая слово, скажу: вот, завещаю вас Богу, как Павел сказал: "Вот, ныне, братья, я передаю вас Богу и слову благодати Его, могущему вас назидать" (Деян. 20, 32), образовать и спасти. Он упасет вас, ибо Он - наш Спаситель, Ему слава во веки веков, аминь.
   Они же, выслушав, сказали:
   - Слава Богу, давшему тебе мудрость, слава вразумившему тебя, слава дающему через тебя нам просвещение!

0

2

Преподобный же епископ Стефан достаточно поучил людей, ибо не только тогда он это делал, но и в другое время постоянно. Для него ведь это было обычным делом  всегдашнее поучение людям. Собираясь же уходить, он готовился к предстоящему пути, и потому помолился о людях, произнес следующую молитву:

МОЛИТВА

   Благодарю Тебя, Господи, Отче святой, Вседержитель, и единородного Сына Твоего, и Пресвятого благого животворящего Духа Твоего. Призри, Господи, на этих новокрещеных людей и на этих словесных овец Твоих, мною недостойным приведенных к Тебе в веру, и очисти им души и тела Твоею благодатью, и "посети виноград Свой, насаженный десницей Твоей" (ср. Пс. 79, 15-16). Дай же им всячески творить правду Твою, и укрепи их в православ¬ной вере христианской, являя в них завет Свой, избавь от старого идолослужения, и от всякого обольщения дьявольского, и от всякой ереси пагубной, и научи их творить волю Твою, и помощи Твоей не отними от них, и здесь, на земле, сподоби их пожить в преподобии и в правде, и там, в будущем веке, сподоби их быть наследниками вечных благ, ибо благословен Ты во веки, аминь.

   Поучив людей, и благословив, и сотворив молитву, он ушел. Когда впервые входил он в ту землю, начиная учить, он произнес ведь молитву, и вновь, уходя, произнес он молитву. Как начиная, так и оканчивая, завершая дело, он молитвой его заключил и запечатлел. И после этого ушел из земли Пермской в Москву.
   Когда же пришло окончание лет его жизни, и время ухода его настало, и подоспел час преставления его, случилось ему в те дни приехать в Москву к митрополиту Киприану. А был он им очень любим и сам любил его очень. К нему постарался он долгий путь проделать и много времени шествовать ради неких священнотайных дел, и вопросов церковного управления, и законных правил, и прочих потребных вопросов, связанных со спасением людей. И случилось ему тогда в Москве, несколько дней проболев, преставиться. Ибо подобало ему, по словам апостола (ср. 2 Тим. 4, 7-8), трудом воздержания хорошо потрудившись, и общего естества долг отдать.
   Но прежде преставления его, когда он лежал на одре болезни и болел, а братья часто посещали его, и одни стояли вокруг него, а другие сидели перед ним, и даже сам великий князь приходил посетить его, и многие бояре многократно навещали его, а он там так болел, то однажды призвал он к себе своих клириков, ризничих, иподьяконов и всех бывших с ним, сколько с ним приехало из Пермской земли, и сказал им:

0

3

ПОУЧЕНИЕ

   - Братья, выслушайте слова уст моих. Вот, ныне отпускаю вас обратно в землю Пермскую. По моем отшествии идите и скажите им, новокрещеным людям пермским и всем ближним и дальним, возвестите им мои слова,— что я им приказываю, или в письме написав, или устно говоря. Скажите им, что слышали и видели.
   Это ведь уже последнее слово я хочу сказать, после которого, потом, больше уже не буду говорить, ибо постигнет меня кончина: пришел день, приблизился час и настало время. Но поскольку хорошо держаться доброго исповедания до последнего издыхания, скажите от меня людям следующее.
   Вот, я ухожу от вас и впредь больше уже не буду жить с вами.
   Вот, я иду путем отцов моих, куда все они пошли.
   Вот, я умираю, как и все на земле живущие.
   Внимайте, люди мои, закону Божию.
   Внимайте себе, чада, бдите и молитесь, стойте в вере неподвижно.
   Мужайтесь, да крепится сердце ваше.
   Стойте за веру твердо, берегитесь еретиков, стерегитесь от развратников веры, защищайтесь от приходящих церковных расколов и от находящих раздоров, сохраняйтесь от всякой ереси пагубной, соблюдайтесь от давнего вашего служения кумирам, да никто не прельстит вас злыми словами.
   Вы ведь знаете, братья, какую скорбь принял я, какое томление вытерпел я в земле Пермской и сколько пострадал в стране той, утверждая веру, устанавливая крещение, полагая закон, постоянно в большой заботе, день и ночь моля Бога, да откроет мне дверь милосердия, да примет молитву мою, да спасет людей Своих. Бог же человеколюбец не презрел молитвы моей, но исполнил прошение мое, привел людей в веру.
   И вот, сегодня крещение над вами совершено.
   И вот, ныне, братья, предаю вас Богу и слову благодати Его, способному вас оградить, сохранить и спасти.
   Впредь же, братья, стойте в вере крепко, неподвижно. Сохраняйте предание, которое я передал вам, и веру, которую приняли от меня. Не прибавляйте к установленному закону и не убавляйте от него.
   Слушайтесь закона Божия и всего, что завещал Бог во всем законе Его.
   Слушайтесь святого Евангелия Христова и святых божественных Его апостолов.
   Слушайтесь заповедей святых отцов, участников великих и вселенских семи соборов, святых преподобных богоносных отцов наших, как правила их повелевают.
   И если по моем отшествии придет к вам или еретик, или идолослужитель, или развартник, или человек, несущий раскол и раздор церковный, или хулитель веры христианской, или волхв, или кудесник, или зловерный человек,- не принимайте таковых. С такими ни есть, ни пить, ни дружить, ни соединяться не подобает, но - во всем отвращаться от них. И учения такого человека не слушайте, и словам его не внимайте, и догматов его не принимайте. Ибо сказал апостол Павел к Тимофею: "Человека-еретика избегай, отвращайся, отрицайся, зная, что таковой совратился и сам осужден" (ср. Тит. 3, 10-11). Ведь если кто-нибудь начнет учить вас учению, противному святой православной вере христианской, внешнему по отношению к святой соборной апостольской церкви, того учения не принимайте. Даже если покажется, что человек мудр, даже если силу начнет проявлять, не слушайте его. Ибо сказал божественный апостол Павел: "Даже если ангел, с неба придя к вам, начнет вам благовестить иначе, а не так, как мы благовестили вам, анафема да будет" (ср. Гал. 1, 8), то есть, да будет проклят.
   И вы, что я проповедал вам, с тем и живите; какое я вам передал учение, такое и берегите; что от меня приняли, того и держитесь; что от меня слышали и чему научились, то и делайте и сохраняйте. И Бог мира да будет с вами. Аминь.

ПРЕПОДОБНОГО В СВЯЩЕННОИНОКАХ
ОТЦА НАШЕГО ЕПИФАНИЯ
СЛОВО О ЖИТИИ И УЧЕНИИ
СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО СТЕФАНА,
БЫВШЕГО В ПЕРМИ ЕПИСКОПОМ.

0


Вы здесь » Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские » Коми Йöз. Коми Народ » Последнее Поучение св. Стефана Пермского