И.Л.Жеребцов, Е.Н.Рожкин
Тернистый путь к вершинам науки
Родом из Тентюково.
Выдающийся финно-угровед и крупный коми писатель, прошедший тернистый путь от краеведения к вершинам гуманитарной науки Василий Ильич Лыткин родился 15 (27) декабря 1895 года. В автобиографии он писал: «Родился я в семье крестьянина, коми-зырянина по национальности. Родители жили в д. Тентюково, в 3-х км. от гор.Усть-Сысольска» (теперь это часть города Сыктывкара, а память о старинном селении сохранилась в названии расположенной там улицы Тентюковской). Его отец Илья Иванович, крестьянин-середняк, был грамотным человеком (закончил уездное училище), имел дома кое-какие книги (в частности, «Жития святых»), вел дневник. По праздникам в доме Лыткиных собирались неграмотные соседи, с интересом внимавшие читавшему что-либо вслух И.И.Лыткину. Он намеревался научить грамоте и своих детей, но в 1897 году погиб, заготавливая лес. Двухлетний Василий, пятилетний Степан и восьмилетий Петр остались с матерью, Марией Васильевной (ей было тогда 30 лет) и старой бабушкой 92 лет.
Мать воспитала трех сыновей, с детства приучила их к труду. По рассказам самого В.И.Лыткина, в шесть лет его посадили на лошадь боронить, через год он сгребал сено на лугах, а в девятилетнем возрасте стал косарем. Мария Васильевна постоянно была в заботах по хозяйству. В.И.Лыткин писал позднее, что не помнит ее сидящей без дела. Жилось семье непросто - разносолов в доме не водилось, мясной суп готовили только по праздникам, белый хлеб мать покупала раз в год, и то лишь 400 граммов, деля их между тремя сыновьями. Раз в год приобретались 400 граммов сахара и маленькая пачка чая. Но В.И.Лыткин вспоминал, что они всё же не голодали. Хватало молока, ржаного хлеба, картошки, капусты, грибов, ягод и других огородных и лесных даров. Когда старшему из братьев исполнилось 16 лет, он ушел на заработки в Сибирь, устроился в Томске на работу и оттуда прислал родным немного денег (на них было приобретено кое-что из одежды).
М.В.Лыткина была неграмотна, но позаботилась о том, чтобы все дети получили образование. В 1903 году Василий Лыткин поступил в школу в Тентюково. Порядки в ней царили чрезвычайно строгие, наказывали учеников за провинности очень сурово. Запомнился В.И.Лыткину лишь один учитель - Н.С.Холопов, «очень гуманный человек и хороший педагог».
Впрочем, сам Лыткин учился весьма старательно, и в 1910 году при поступлении в Усть-Сысольское городское училище (позднее высшее начальное училище) его определили не в первый, как других, а сразу в третий класс. В городском училище (хотя это было одно из лучших учебных заведений в уезде) преподавание, по словам В.И.Лыткина, было поставлено немногим лучше, чем в Тентюковской школе. Обучались в нем, в основном, коми дети, а предметы преподавались на русском языке. Занимались главным образом по учебнику - заучивали «от сих до сих». Хорошие впечатления остались у В.И.Лыткина только от преподавателя рисования Н.А.Поросятникова (впоследствии члена усть-сысольского «Общества обновления местной жизни», человека демократических взглядов). С ним у Василия Лыткина и некоторых других учащихся сложились более доверительные отношения, они нередко беседовали, обсуждали самые разные вопросы...
По окончании училища в 1912 году В.И.Лыткин решил продолжить учебу и в августе того же года «с трешником в кармане», как позднее вспоминал он сам, отправился в Тотьму - поступать в учительскую семинарию (в Коми крае такого учебного заведения тогда не было). Он успешно сдал экзамены и 1 сентября 1912 году был принят на учебу. Усть-Сысольское уездное земство, учитывая его материальные затруднения и принимая во внимание хорошие знания, показанные во время учебы в училище, выплачивало стипендию.
Первые написанные В.И.Лыткиным на коми и русском языках стихи относятся ко времени учебы в Тотемской семинарии. Там в 1913 году он познакомился со стихотворениями М.Н.Лебедева и А. А.Маегова, которые произвели на него большое впечатление; позднее Лыткин вспоминал, что именно под влиянием этих стихов он решил взяться за поэзию. Группа семинаристов организовала кружок, выпускавший свой рукописный журнал. В нем в 1913 году и появились первые стихи и фельетоны В.И.Лыткина - сатира на преподавателей и учащихся семинарии. В Тотьме он начал заниматься и стихотворными переводами; в частности, в 1915 году В.И.Лыткин перевел на коми стихотворение выльгортца А. А.Чеусова «Луна» («Тöлысь»). Несколько стихотворений молодой поэт послал из Тотьмы в Усть-Сысольск А.А.Цемберу, который издал к тому времени два сборника коми фольклора и стихов и готовил третий сборник (он не был опубликован). В.И.Лыткин продолжал писать стихи и в армии («Мöд Микул цар», появившееся, вероятно, под влиянием Февральской революции, и другие). До наших дней дошло 28 его дореволюционных стихотворений, главным образом, написанных в Тотьме. Там же, в Тотьме, ему впервые попала в руки книга Георгия Лыткина «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык», которая произвела на него большое впечатление.
Закончив семинарию 1 июня 1916 года, В.И.Лыткин получил награду за хорошую учебу (18 рублей) и намеревался приступить к учительской работе, но не тут-то было. Вот уже почти два года шла мировая война, российские солдаты гибли, на их место нужны были новые. В.И.Лыткина призвали в армию. 10 июня 1916 года он стал рядовым 210-го пехотного запасного полка. В армии В.И.Лыткин находился два долгих года.
1 апреля 1917 года В.И.Лыткина зачислили юнкером Чугуевского военного училища. Позднее он писал: «В апреле 1917 году я познакомился с программой большевиков, которая на меня произвела сильное впечатление, в особенности в отношении разрешения национального вопроса». Через четыре месяца, 1 августа 1917 года, В.И.Лыткин был произведен в первый офицерский чин и отправлен в распоряжение Казанского военного округа. 18 августа его назначили младшим офицером в 154-й пехотный запасной полк, располагавшийся в г. Глазове Вятской губернии. 10 октября 1917 года батальон, в котором служил В.И.Лыткин, отправили на северный фронт, 14 октября его прикомандировали в 173-й пехотный запасной полк, находившийся в резерве 1-й Кавказской дивизии. Там В.И.Лыткина застали октябрьские события. 18 декабря 1917 года военная служба В.И.Лыткина закончилась (его демобилизовали как педагога), и он вернулся на родину.
С 15 января 1918 года Василий Ильич стал работать учителем во второклассной школе в с. Деревянск. Завершился учебный год, начались летние каникулы. В.И.Лыткин поехал в г. Яренск на месячные учительские курсы. Группа участников этих курсов по инициативе А.С.Сидорова и В.А.Молодцова образовала культурно-просветительское общество «Коми котыр». Василий Ильич «солидаризировался с целями этой группы», вступил в «Коми котыр», но активного участия в его деятельности не принимал. По окончании курсов он уехал в Усть-Сысольск и утратил связь с обществом («Мне ничего не было известно» о его дальнейшей деятельности, сообщал В.И.Лыткин позднее).
Обстановка в стране все осложнялась. Разгоралась гражданская война. Вышел приказ Советского правительства о мобилизации военспецов. 15 августа 1918 года В.И.Лыткина, как бывшего офицера, призвали на военную службу. 26 августа он прибыл в распоряжение Северо-Двинского губвоенкомата (значительная часть Коми края входила тогда в Северо-двинскую губернию), но уже через три дня ему как учителю дали отсрочку, и Василий Ильич направился в обратный путь.
8 сентября 1918 года газета «Зырянская жизнь» опубликовала сообщение Усть-Сысольского уездного отдела народного образования о переводах и назначениях на работу учителей. Среди других был назван и В.И.Лыткин, которого перевели в Усть-Сысольское двухклассное училище, но к работе он приступил только 23 октября. К тому же ситуация складывалась так, что преподавание в школе не стало главным делом Василия Ильича. В Коми крае в острых спорах создавались и реформировались новые органы власти, осуществлялась реформа системы образования, началась работа по изучению и пропаганде национальной коми культуры. Возможно, В.И.Лыткин был одним из участников Зырянского литературного общества «Асья кыа», возникшего в начале сентября 1918 года, но вскоре преобразованного в Тентюковский культурно-просветительский кружок.
В 1918 году (3 и 27 августа, 12 и 23 октября) на страницах газеты «Известия Яренского уездного Совета крестьянских депутатов» появились первые публикации стихов В.И.Лыткина, подписанные псевдонимами «Митрей-чож» и «Дзоля-морт».
В ноябре 1918 года В.И.Лыткин вступил в РКП(б). В то сложное время он, как и многие другие представители коми национальной интеллигенции, обратил свой взор к большевикам - именно потому, что после захвата коммунистами власти стали ускоренными темпами осуществляться реформа системы просвещения и создание национальной коми школы. Местные большевики в силу невысокого в основной массе культурного уровня не имели достаточно ясных представлений о своей дальнейшей деятельности в сфере образования и культуры. Может быть, именно в силу этого, а также вследствие слабо оформленных в Коми крае партийных различий установился неплохой контакт между пришедшими к власти людьми, именовавшими себя коммунистами, и местной национальной интеллигенцией (особенно учителями), чьи политические взгляды зачастую были ближе эсеровским. В специфических условиях Коми края близкий коми интеллигенции лозунг развития национальной культуры (и связанный с ним лозунг автономии) воспринимался местными большевиками как социальный лозунг развития народной культуры - в противовес дореволюционной русификаторской образовательной и культурной политике самодержавия. И не вполне отчетливые политические устремления коми коммунистов находили свое выражение не только в реквизициях, конфискациях, арестах и т.п., но и в работе по реорганизации народного просвещения, в помыслах об автономии - вначале культурной, а затем и политической. Организовать и квалифицированно руководить такой работой могла только коми интеллигенция. Бывшие школьные учителя в 1918-1919 годах стали политическими или культурными деятелями, или и теми, и другими одновременно: так, поэт, драматург, композитор В.А.Савин возглавлял усть-сысольскую организацию коммунистов и ЧК, а политик Д.А.Батиев состоял в культурно-просветительском обществе «Коми котыр», а позднее возглавил Общество изучения Коми края.
23-летний В.И.Лыткин активно включился в культурно-просветительскую деятельность, став одним из инициаторов создания в ноябре 1918 года при Усть-Сысольском уездном отделе народного образования Коми комиссии. В конце декабря 1918 года В.И.Лыткина ввели в редколлегию одной из первых коми газет «Зырянская жизнь», значение которой для культурно-просветительской работы в Коми крае трудно переоценить. В «Зырянской жизни» В.И.Лыткин сотрудничал с Д.Я.Поповым, В.А.Савиным, АА.Чеусовым. Позднее он с гордостью подчеркивал, что являлся«редактором единственной тогда коми газеты». В декабре 1918 - январе 1919 года на страницах «Зырянской жизни» появились первые четыре публицистические статьи В.И.Лыткина: «Кому дорог коми народ, тому мил коми язык», «Маленькие люди освобождаются от когтей больших людей», «Широка коми земля», «В защиту коми языка и литературы».