ВÖР-ВА МАТУШКА
Вöрад мунiгöн колö Вöр-Ваыслысь вöзйысьны, корны Вöр-Ва матушкаыслысь, мед тэнö примитic вöрас. И оз позь вöрын ветлiгöн лишнöй пу чегны, мыйкб öбидитны... Некодöс мед не öбидитны, не вбöрзьöдны. Веськавлан позъяс вылö, аддзан утка поз да любöйöс - оз позь вöрзьöдны! Мед быдтысьöны. Уна на та кузя позьö висьтавны, ставсö он вермы. Вöрад ещö мый? Мунан кö гортсяньыд, споритны гортад оз позь, некодлы нинöм сетны оз позь. Шулывласны, оз позь вочаасьны, кодкöд вир оз лöсяв, морткöд. И старайтчан водзджыкöн, лöньджык мунны, этшаджык йöзкöд вочаасьлыны мунiгад. Мед тöварышыд бур вöлi, мукöддырйи тöварышыдкöд вирыд оз лöсяв, тожö оз удайтчы. А кымын уна йöзкöд вочаасьлан, сёрöн кö петан, сiдзкö, сэки всё равно озджык удайтчы, желательно мед этшаджык йöз аддзывлicны. Вöрас оз позь, навернö, матькыны. Оз позь Вöр-Васö öбидитны лёка выражайтчöмöн. А кымын тишина да спокойнöя - сiйö весиг ас вылад влияйтö. Мыйысь Вöрас матькыны, кор Вöрыс жö юкталö, вердö, сетö?
Матушка Лес-Вода
Если идешь в лес, надо попросить разрешения у Леса-Воды, попросить матушку Лес-Воду, чтобы тебя приняла в лесу. В лесу нельзя ничего лишнего делать - деревца сломать, обидеть кого-то... Никого не обижать, не трогать. Найдешь гнездо утки или другие гнезда - не тронь! Пусть растит птенцов. Много об этом можно рассказать. Что еще важно в лесу? Если отправляешься из дому, спо¬рить в доме нельзя, никому ничего нельзя отдавать. Говорили, не надо встречаться с человеком, с которым кровь не сходится. И стараешься пораньше, потише уйти, чтобы меньше людей встретить. Надо, чтобы товарищ хороший был. Иногда с товарищем кровь не сходится, тоже не будет удачи. А чем больше людей встретишь, если поздно выйдешь, значит, дело не совсем удастся, желательно, чтобы меньше людей тебя перед уходом видело. В лесу нельзя матюгаться. Нельзя Лес-Воду обижать, выражаясь плохо. Чем больше тишины и покоя - тем для тебя же лучше. Зачем в Лесу матюгаться, когда Лес поит, кормит, все тебе дает?
_______________________
Вöр-Ва матушка. Зап. студентами СГУ в 1999 г. от Г.М.Пашкина 1949 г.р. в д. Нижняя Вочь Усть-Куломского р-на РК. ФА СГУ. РФ 12-Х1.
Общение с Лесом требует особых этикетных правил, которые начинаются с обращения к Лесу при входе в него. К сожалению, таких обращений зафиксировано немного, поскольку внимание фольклористов не останавливалось на, с их точки зрения, малозначащих вещах. В данном тексте объект обращения - Вöр-Ва матушка - матушка Лес-Вода.
В народной культуре Вöр-Ва букв.: «Лес-Вода», не означает естественно-научного понятия «природа», как это установилось в литературном коми языке. Вöр-Ва - обобщенное понятие Леса с большой буквы, включающее в себя все, что находится в лесу вместе с реками, озерами, ручьями и существами, которые обитают в нем. Лес сам по себе выглядит как огромное мыслящее живое существо, населенное живыми, разумными обитателями - Вöр-Ва олысьяс: деревьями, животными, духами Леса и Воды. От того, насколько гармоничной является связь между человеком и обитателями Леса зависит, в общем, и сама возможность человеческого бытия. В разделе собраны разножанровые тексты (в основном - былички) об этой вековечной взаимосвязи, а тексты последних лет - и о ее крушении, разрыве нитей между Лесом и человеком.