Этнопедагогика коми
Межпоколенная передача основных элементов народной культуры, благодаря которой сохраняется ее самобытность и многообразие, неотделимо связана с традиционными нормами детского воспитания. Именно в процессе воспитания дети и подростки усваивали тот необходимый минимум знаний и практического опыта, который и составляет этнографическую культуру того или иного народа, становясь в свою очередь ее носителями. Одним из основополагающих аспектов народной педагогики было трудовое воспитание, поскольку именно приобщаясь к труду, ребенок не только приобретал необходимые навыки жизнеобеспечения, но и осознавал значимость и необходимость глубокого овладения многовековым народным опытом.
Основы трудового воспитания закладывались в семье. Академик Ю.В.Бромлей справедливо отмечал, что именно семья в большинстве обществ выступает в качестве важнейшего канала передачи традиционной культурной информации. У народа коми, как и у абсолютного большинства других народов, ребенка начинали готовить к будущей трудовой деятельности с самого раннего детства. Не случайно у родителей новорожденного принято было спрашивать: «Ягодница или добытчик глухарей родился?»; «Будущий охотник или следящая за печью?».
Существует мнение, что традиционное обучение детей, в отличие от школьного обучения, большей частью несловесное, обучение детей многим традиционным видам деятельности проходит только совместно со взрослыми. При этом не учитывается, что обучение какому-либо виду трудовой деятельности в народной педагогике было неразрывно связано с психологической подготовкой к нему ребенка.
Вначале пробуждался интерес, закреплялось уважение к традиционным занятиям взрослых, и лишь потом обучение переходило к этапу наглядности.
Так, коми мальчик начинал приобщаться к профессиональной охотничьей культуре, едва начав говорить и понимать речь. Приобщение это шло вначале в доступной для него развлекательно-игровой форме. Даже нос ребенку вытирали под присказку с промысловой тематикой: «Ласка как только из норки выйдет, так пять собак (т.е. пять пальцев) ее тут же схватят». Большое значение имело подчеркнуто уважительное отношение к хорошим промысловикам. Ребенок начинал понимать престижность занятия охотой в глазах окружающих.
Уже в колыбельных песнях ему сообщалось, чем занят в это время его отец: «Баю бай, папа твой в лес ушел белок-рябчиков ловить, лисиц-зайцев стрелять». Мать или бабушка предрекали ему в песенной импровизации судьбу удачливого охотника: «Пусть, как дед, будешь добытчик и приносчик, одним выстрелом птицу роняющий!» Этой же цели служили образы героев-промысловиков в народном фольклоре. О том же говорили пословицы, поговорки и присказки, которые сопровождали ребенка в обыденной жизни.