Дороги, которые мы теряем
Асфальтовые дороги в Коми могут превратиться в грунтовые
26 марта в Сыктывкаре прошел пленум Коми республиканской организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Вместе с профсоюзными лидерами ситуацию в дорожной отрасли анализировал новый руководитель Дорожного агентства РК Эдуард Слабиков, а также генеральные директора крупнейших предприятий дорожной отрасли.
По мнению руководителя профсоюза Ивана Урсу, и в производственной деятельности дорожников, и внутри самих коллективов в последнее время возникли глубокие трещины, которые начинают оказывать влияние не только на положение дел в дорожной отрасли, но и на экономику всей республики.
Трещина в асфальте
О глубине первой, «производственной трещины» дорожникам рассказал Эдуард Слабиков. В прошлом году государство намеревалось вложить в строительство, ремонт и поддержание дорог республики 3 миллиарда рублей. После урезания бюджетных расходов отрасль получила менее 2 миллиардов. А в 2010 году дорожники и вовсе смогут рассчитывать лишь на 1 миллиард 490 миллионов рублей. При этом сеть дорог республиканского подчинения разрушается буквально на глазах.
– Сегодня 2 тысячи километров дорог в республике находятся в неудовлетворительном состоянии, – проинформировал Эдуард Слабиков. – При этом разрушено покрытие 800 километров асфальтобетонных дорог.
Многие дорожники на пленуме откровенно заявляли: этим летом можно ожидать окончательного уничтожения автодороги Сыктывкар–Усть-Кулом. В свое время трассу называли «дорогой жизни». Она и в самом деле играет огромную роль в экономике лесных и сельскохозяйственных районов Коми. Но уже сегодня на ряде участков этой дороги можно прочесть предупреждение: «Дорожное полотно на участке полностью разрушено».
По мнению Эдуарда Слабикова, рассчитывать на увеличение бюджетных ассигнований в 2010 году дорожникам не стоит. Нынешние же деньги обеспечивают лишь 21 процент необходимых средств на содержание дорог и 25 процентов – для проведения ямочного ремонта разрушающихся трасс.
Но-о-о,
старушка древняя
– Что тогда ждать в перспективе? – спросил один из членов президиума профсоюза у руководителя дорожной отрасли.
Тот сослался на опыт Архангельской области, где отсутствие средств на ремонт и содержание дорог уже привело к ужасающему для всех автомобилистов решению: часть дорог соседней области переводят из категории асфальтобетонных в категорию песчано-гравийных.
– Может быть, в таком случае, пора задуматься и о переходе на гужевой транспорт? – мрачно пошутил один из участников пленума. – Пора уже конюшни заводить?
Генеральный директор ООО СПК «Темп-Дорстрой» Валерий Савинкин заявил:
– Из-за отсутствия работы мы вынуждены постоянно сокращать людей. У меня еще недавно было 2,5 тысячи работающих. Сейчас их осталось вдвое меньше. Конечно, мы будем работать и тогда, когда останется две сотни человек. Но что станет делать республика, когда возникнет необходимость восстанавливать разрушенные дороги? Откуда она возьмет профессионалов? Ведь в нашем деле профессионального бульдозериста или тракториста приходится готовить не менее 5-6 лет.
«Пришельцы с юга»
Руководитель ОАО «Коми дорожная компания» В. Моргачев, работа для дорожников в республике есть:
– На днях я за одну поездку от Сыктывкара до Ухты насчитал 17 тяжелых самосвалов с номерами Адыгеи, Дагестана, Ставропольского края.
Куда возят грузы эти «пришельцы с юга», понятно всем: на территории республики идет грандиозная стройка – газовики тянут систему магистральных газопроводов Бованенково–Ухта. В прошлом году, при обрезании в бюджете «дорожных» денег власти республики много говорили о том, что недостающие средства и объемы работ дорожники Коми смогут получить от газовиков. Однако действительность опрокинула эти ожидания. Местных строителей на «стройке века» никто не ждет. Мало того, что южные строители выдавили дорожников Коми на обочину стройки. Но ведь заезжие могучие грузовики создателей газопровода сегодня разрушают дороги общего пользования. Потом их на крохи из республиканского бюджета пытаются сохранить дорожники Коми.
Эдуард Слабиков пообещал, что вскоре республика приобретет электронную систему весового контроля, которая сможет выявлять перегруженные машины прямо на ходу. Это заставит «заезжих» дорожников соблюдать нормативы при перевозке грузов. Тогда ущерб дорог от тяжелых грузовиков будет снижен.
Но, как заявили коллеги В. Моргачева – руководители ООО «Темп-Дорстрой», ООО «Труддорстройпром», – сегодня они ждут от правительства не столько покупки «чудо-весов», сколько лоббирования интересов собственных предприятий. Конечно, закон запрещает добиваться этого чисто административным путем. Но у региональной власти есть немало других рычагов влияния. Почему бы правительству РК не договориться с Газпромом об установлении квоты хотя бы в 20 процентов для местных производителей? То есть сделать так, чтобы не менее пятой части подрядных работ на своей территории выполняли дорожники Коми.
Как бы не пропасть
Другой напастью производственники считают систему аукционов и торгов по содержанию действующей сети автодорог. Нынче торги в Коми обеспечивают дорожников работой лишь на год. С одной стороны, это исключает возможность развития предприятий. Невозможно, получив объект на такой короткий срок, закупать технику для обслуживания дороги, делать другие приобретения. Ведь пройдет год, и приобретенное может оказаться ненужным – объект на новом аукционе уплывет в другие руки.
С другой стороны, «годичная система» позволяет создавать фирмы-однодневки. На пленуме приводились конкретные примеры того, как такие фирмы, имея по 7-8 человек в штате, «выигрывали» на аукционах подряды в сотни миллионов рублей. Затем они нанимают дорожные предприятия Коми. Немалые деньги при этом непонятным образом «улетучиваются».
«Мы – не рабы»
Именно эта система создала в отрасли и еще одну глубочайшую трещину, о которой уже писала «Трибуна».
Как известно, одно из главных условий выигрыша конкурсов и аукционов – цена. Чем меньше денег просит за свой труд та или иная компания, тем выше у нее возможности выиграть аукцион. Мелкие и весьма сомнительные фирмы, которые, как уже говорилось, не имеют ничего за душой, обычно выходят на аукцион с предложением самой низкой цены. В результате предприятиям, которые затем получают подряд у этих генподрядчиков, платят за работу мизер, поэтому они вынуждены снижать социальные гарантии работникам.
На пленуме приводили примеры – высококвалифицированные работники отрасли получают сегодня менее десяти тысяч рублей. При этом немало дорожников получают зарплату ниже минимального уровня, установленного в Коми.
В судах республики уже длительное время идут процессы, в ходе которых работники с помощью профсоюза оспаривают решение работодателей, установивших оплату труда дорожников в Коми ниже той величины, что заложена в отраслевом тарифном Соглашении.
Одновременно профсоюз активно боролся с руководителем открытого акционерного общества «Автомобильные дороги Коми» Дмитрием Безносиковым, считая его ответственным за многие нынешние проблемы дорожной отрасли, в том числе и за наступление на социальные гарантии работников.
Судебные процедуры пока не закончены, однако в споре с первым руководителем ОАО «Автодор Коми» профсоюз одержал победу. Недавно в письме дорожникам руководитель Дорожного департамента Эдуард Слабиков сообщил: «С учетом итогов работы предприятия в 2009 году и тревожных сигналов, поступивших в Правительство Республики Коми, принято решение об увольнении генерального директора ОАО «Коми дорожная компания» Д.В. Безносикова и назначении на эту должность В.И. Моргачева, уже руководившего ОАО «Автомобильные дороги Коми».
Впрочем, это кадровое решение трещину между коллективами дорожников и руководством пока окончательно не зацементировало.
И теперь уже новому руководителю Вячеславу Моргачеву на пленуме поступило письмо от трудового коллектива Сыктывдинского ДРСУ. Люди в нем пишут, что они доведены до отчаяния мизерной зарплатой. У многих дорожников она сегодня ниже прожиточного минимума. «Снижаются социальные гарантии, недовольным советуют: не нравятся условия труда и оплата – увольняйся! Будешь выступать – получишь проблемы. К нам демонстрируют отношение как к рабам».
Что делать?
Пленум Коми Рескома профсоюза автотранспортников обратился к Главе РК с просьбой предотвратить вытеснение с рынка дорожных работ и услуг в РК трудовых коллективов ОАО «Коми дорожная компания», ООО «Темп-Дорстрой» и «Труддорстройпром», укомплектованных жителями республики.
В адрес властей республики поступили и другие предложения. В частности, профсоюз требует от правительства РК применения политики протекционизма в отношении республиканских предприятий. Необходим, заявили участники пленума, и отказ от практики проведения торгов по содержанию действующей сети автомобильных дорог и сооружений на них на один год. Минимальный срок, считают дорожники, должен составлять 5 лет.
Кроме того, необходимо привести действующие в Коми нормативы по строительству, ремонту и содержанию дорог в соответствие с российскими.
В случае невыполнения этих требований, заявили участники пленума профсоюзов, в конце апреля дорожники намерены провести пикетирование госучреждений.
Владимир ОВЧИННИКОВ. /02.04.2010/
http://www.tribuna.nad.ru/modules/news/ … oryid=6226