Л.АЖданов, А.Ф.Сметанина, И.Л.Жеребцов
Очерк 4. Первые руководители Коми области
Председатель облисполкома Дмитрий Ильич Селиванов... Он стоял у истоков образования Коми автономной области и областной парторганизации. Его продвижение по служебной лестнице поражает воображение. И не случайно, что в сборнике документов «Образование Коми автономной области» (Сыктывкар, 1971) эта фамилия встречается тридцать раз. Она упоминается в других изданиях по истории Республики Коми и ее коммунистической организации. Имя его вошло в энциклопедию «Республика Коми» (т. 3).
Родился Дмитрий Селиванов в 1887 году в старинной коми деревне Разгорт, что на Удоре. Рано познал нужду и голод. Видел, с каким трудом мать-батрачка сводила концы с концами. Учиться пришлось недолго. Как и мать, батрачил. Поэтому не случайно, заполняя анкету делегата III областной партконференции, в графах образование и социальное происхождение Д.И.Селиванов написал: «домашнее, пролетарий».
В июле 1914 года Дмитрий Селиванов был призван на действительную службу и зачислен в 1-ю Гренадерскую артиллерийскую бригаду, расквартированную в Москве. Здесь и застала его Первая мировая война. Четырехлетняя служба в армии дала многое. Храбрый солдат, дважды раненый в боях, он быстро распознал всю бессмысленность и преступность войны.
Прапорщик Д.И.Селиванов принял активное участие в Февральской революции, вступил в партию большевиков и стал проводником линии партии в армии. В мае 1917 года он был избран председателем дивизионного комитета. Накануне октябрьского вооруженного восстания в Петрограде Дмитрий Ильич был переведен в штаб Двинского военного округа и назначен командиром второй батареи 6-й Запасной армии. Он принял Октябрьскую революцию без колебаний.
Вскоре Д.И.Селиванов избирается членом Невельского уездного революционного комитета (ревкома) по демобилизации старой армии. В июле 1918 года он возвращается на родину.
В то время в мезенских волостях вся власть принадлежала земской управе. Не было здесь и большевистских ячеек. 14 июля 1918 года в Кослане собрание уполномоченных граждан распустило земство и учредило волостной совет крестьянских депутатов. Его первым председателем и военным комиссаром стал Д.И.Селиванов.
Между тем положение советской власти на Мезени становилось все более тревожным. Появление белых на нижней Вашке явилось сигналом для выступления против советской власти сторонников белого движения. В конце ноября 1918 года они захватили села Селиб, Кослан и Глотово. Среди арестованных активистов был Д.И.Селиванов. Их спасли красногвардейцы из Яренска под командованием военкома Е.А.Воробьева. В первых числах декабря во всех мезенских волостях советская власть была восстановлена. Впоследствии Д.И.Селиванов был председателем комиссии по ликвидации Удорского фронта.
В составе отряда Воробьева Д.И.Селиванов прибыл в Яренск. Он назначается помощником военрука уездного военкомата, а в январе 1919 года избирается членом яренского уездного исполкома.
В то трудное для советских властей уезда время пригодился богатый военный опыт Селиванова. И он работает, не покладая рук. Заведующий отделом внутреннего управления, председатель следственной комиссии, народный судья 1-го участка... Одно перечисление занимаемых им ответственных должностей в Яренске говорит само за себя.
Накануне 1-го Всезырянского съезда коммунистов Д.А.Селиванов являлся председателем Яренского уисполкома, заменив на этом посту погибшего С.И.Покровского. Одновременно он выполнял обязанности председателя уездного комиссариата юстиции и нарсудьи 1-го участка.
В 1-м Всезырянском съезде коммунистов 9 13 января 1921 года Д.И.Селиванов участвовал как делегат от Яренского уездного комитета РКП(б). На этом съезде он был избран в состав областного комитета партии и областного ревкома. 15 января 1921 года Д.И.Селиванов председательствовал на первом организационном заседании областного комитета РКП(б), на котором был избран в президиум и секретариат обкома.
28 июля 1921 года Президиум ВЦИК утвердил состав областного революционного комитета во главе с Д.И.Селивановым. Газета «Югыд туй» писала: «Утверждением революционного комитета центральная власть РСФСР окончательно утверждает новую автономную Коми область. Мы перешли рубикон. Последняя и важнейшая формальность соблюдена».
27 августа 1921 года «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета» опубликовали декрет ВЦИК от 22 августа об образовании Коми автономной области. В тот же день Д.И.Селиванов подписал знаменитый приказ № 1 о вступлении областного ревкома в управление автономной областью Коми: «1. Сего числа революционный комитет автономной области Коми (Зырянской) вступил в непосредственное управление автономной областью Коми. 2. все граждане и учреждения в пределах автономной области Коми с сего числа подчиняются непосредственно революционному комитету Коми через его соответствующие органы и учреждения (центральный, районные, областные и проч.). 3. Все служащие в этих органах и учреждениях должны оставаться на своих местах и продолжать свою работу, исполняя все распоряжения, исходящие от революционного комитета Коми области и его местных органов. 4. Все материалы, ценности, сырье, продовольствие, фабрикаты и пр. с территории Коми области не вывозятся без ведома ревкома Коми области. 5. Виновные в нарушении сего приказа будут предаваться революционному трибуналу автономной области Коми».
Обревком проделал большую работу по подбору кадров и формированию временных органов управления. Например, 18 июня 1921 года облревком решал вопрос об организации областных народных комиссариатов и их коллегиях. Д.И.Селиванов вошел в коллегию областного комиссариата юстиции и революционного трибунала. 25 июля 1921 года облревком под председательством Селиванова принял положение о районных съездах Советов и их исполнительных комитетах. Ревком боролся за революционный порядок, против спекулянтов и саботажников.
25 сентября 1921 года на заседании президиума ревкома Д.И.Селиванов отметил, что «в настоящее время организационные работы по созданию автономии продвинулись... далеко вперед». На том заседании обсуждался вопрос об обязанностях каждого из членов президиума. Было решено, что «на председателя ревкома тов. Селиванова падает выявление основной линии всех работ по укреплению и развитию автономии Коми в составе общей трудовой федерации, с полным развитием всех присущих народу коми особенностей в бытовом, экономическом и административном отношении, что проведение в жизнь новой экономической политики РСФСР и укрепление и развитие ее основ в области также возлагается на предревкома тов. Селиванова».
На II Коми областной конференции РКП(б) (15-20 января 1922 года) Д.И.Селиванов был избран членом президиума обкома партии. 1-й областной съезд Советов (22-29 января 1922 года) вместо временного органа управления - облревкома - избрал предусмотренный Конституцией РСФСР областной исполком, а его председателем - Д.И. Селиванова.
Руководство Коми АО предпринимало усилия для объединения с коми-пермяками. I областной съезд Советов постановил, что присоединение пермских территорий к Коми автономии должно быть проведено в наикратчайший срок. II Коми областная партийная конференция приняла резолюцию, в которой предлагалось усилить работу по «скорейшему присоединению Кудымкарского и Козинского районов Пермской губернии к народам области Коми...». Отметим, что на областных съездах и партконференциях в первое время в качестве делегатов постоянно присутствовали представители коми-пермяцких коммунистов. Они регулярно ставили вопрос о создании единой для двух народов государственности. Так, в 1922 году один из делегатов говорил, что Пермский губком противодействует присоединению их к Коми автономии, хотя население выступает за это. Ссылка на население была небезосновательной, так как в том же году на коми-пермяцких территориях был проведен референдум, на котором большинство его участников высказалось за объединение двух народов. Очевидным было и нежелание пермских властей расставаться с частью своей территории. Посланные Коми областью в конце 1921 года для собирания необходимых материалов о выяснении границ будущей автономии уполномоченные вынуждены были вернуться обратно из-за противодействия их работе.
В 1922 году Д.И.Селиванов направил два письма в ЦК партии с обоснованием родственности двух народов, делая ссылки на работы зарубежных и русских ученых. Однако оргбюро ЦК РКП(б) под председательством В.М.Молотова посчитало, что этот вопрос надо решать «в советском», т.е. государственном порядке.
Правовое оформление автономии означало лишь первый этап формирования государственности коми народа. Необходимы были чрезвычайно энергичные усилия для того, чтобы в полном масштабе реализовать национальную идею. Помимо политических, это требовало решения исключительной сложности экономических задач. Местные руководители понимали, что молодая государственность не может базироваться на той экономической основе, которая по наследству досталась им от предыдущего периода. Череда социальных потрясений привела и без того слаборазвитое хозяйство края в полное расстройство. Почти наполовину упали производственные показатели, а само производство, прежде всего сельскохозяйственное, все больше приобретало натуральный характер. Производительность трех сысольских заводов (Кажимского, Нювчимского и Нючпасского) по сравнению с 1911 года составляла всего лишь 20%. Введение в 1921 году новой экономической политики поставило их в еще более трудные условия. Делегаты первого областного съезда Советов, проанализировав состояние промышленности, пришли к выводу, что в условиях снятия предприятий с государственного бюджета хорошо, если удастся удержать заводы и промышленность от дальнейшего распада. По словам В.И.Сорвачева, сменившего Селиванова на посту председателя облисполкома, «к 1 октября 1922 года ... все наши годовые доходные поступления обеспечивали нам расход всего на полдня»; «недостаток денег нас захлестывал, как волна утопающего...». Укрепление советской власти, восстановление народного хозяйства, подготовка больших преобразований в Коми области этими заботами жил председатель облисполкома, часто выезжая на места, оказывая практическую помощь партийным и советским органам.
В период подготовки к образованию Союза ССР ЦК РКП(б) оказывал большую помощь коммунистам национальных республик. Туда были направлены опытные партийные работники. В распоряжение Коммунистической партии Туркестана в Ташкент в начале декабря 1922 года прибыл и Д.И.Селиванов (не исключено, что его удаление из Коми области было связано с тем, что он весьма решительно и настойчиво отстаивал объединение коми-зырян с коми-пермяками, поддерживал идею включения в Коми область некоторых других сопредельных территорий (в частности, низовьев Печоры), что вызывало трения между Коми областью и соседними регионами, и российские лидеры рассчитывали, что со сменой руководства отношения между регионами наладятся, и центру не придется постоянно вмешиваться и улаживать конфликты). Д.И. Селиванов возглавил организационно-инструкторский отдел Сыр-Дарьинского обкома. Как делегат II съезда Советов СССР, он принимал участие в принятии первой Конституции образованного в декабре 1922 года Советского Союза.
Через год Д.И.Селиванов вернулся на работу в Коми область. В декабре 1923 года он был избран членом Президиума Коми облисполкома, а на V Коми областной партийной конференции (26 марта - 2 апреля 1924 года) -членом бюро обкома партии. В том же году Дмитрий Ильич стал секретарем обкома РКП(б). Д.И.Селиванов участвовал в работе двух партийных съездов: XIII — с совещательным голосом и XIV - с решающим голосом. Он являлся и членом ВЦИК, представителем Коми области в Москве.
Дмитрий Ильич по-прежнему считал целесообразным объединение коми-зырян и коми-пермяков в составе одной административно-территориальной единицы. Более активные действия для этого заставляла предпринимать и начавшаяся работа по новому районированию страны, в соответствии с которым коми-пермяцкие территории должны были войти в состав Уральской области. Выступая на расширенном пленуме обкома РКП(б) в июне 1924 года с докладом «О районировании» Д.И.Селиванов сказал, что «несмотря на трехлетнее существование Коми области, до сих пор нет объединения коми нации в целом, не установлены границы, в которые входит объединенная нация».
Большие сомнения вызывал у Д.И.Селиванова выдвинутый в первой половине двадцатых годов план создания Северо-Восточной область (СВО) с центром в Архангельске; в ее состав предполагалось включить Архангельскую, Вологодскую, Северо-Двинскую губернии и Коми АО. На заседании 12 мая 1924 года Коми облисполком решил «признать вопрос о вхождении Коми области в Северо-Восточное объединение, а также образование в Архангельске организационного бюро по районированию преждевременным, о чем и сообщить административной Комиссии при ВЦИК, Архангельскому губисполкому и представителю Области в Москве т.Селиванову». Д.И.Селиванов на заседании оргбюро Северо-Восточной области 21 мая довел до сведения членов оргбюро, что Коми облисполком в принципе не возражает против вхождения в Северо-Восточную область, но требует скорейшего проведения и разрешения острых для него вопросов о присоединении некоторых волостей с населением коми».
Руководство Коми области и в последующие годы отстаивало курс на самостоятельность коми автономии. Пятый областной съезд Советов (январь-февраль 1926 года) одобрил деятельность облисполкома по вопросу районирования и оставления Коми АО самостоятельной административно-хозяйственной единицей.
Оргбюро и облплан Северо-Восточной области попытались урегулировать отношения с Коми АО через Госплан СССР. В Комиссию по районированию РСФСР также была послана докладная записка, в которой областные органы просили «сделать надлежащее распоряжение через Президиум ВЦИК члену Оргбюро - представителю области Коми т. Селиванову о принятии участия в работах оргбюро СВО и... о восстановлении связи с облпланом СВО».
На VII Коми областной партийной конференции (январь 1926 года) говорилось о необходимости «в интересах большего хозяйственного роста области» не только сохранения автономной области, но и преобразования ее в республику и выделения ее, в связи с экономическим районированием, в самостоятельную экономическую единицу. В апреле 1926 года облисполком Коми АО представил доклад во ВЦИК (с копиями в ЦИК СССР и в Совет Национальностей при ЦИК СССР) «О преобразовании Коми Области в Коми АССР с оставлением при экономическом районировании РСФСР Коми Республики отдельной административной единицей». К докладу прилагалась, в частности, брошюра «К вопросу о преобразовании Коми Области в Коми АССР». Среди подписавших документ был и член Президиума облисполкома, секретарь обкома Д.И.Селиванов.
В 1926-1927 годах в руководстве Коми автономии возникли разногласия, связанные с организацией лесозаготовок, недостаточно быстрыми темпами развития лесной промышленности, проблемами со строительством и реконструкцией других промышленных объектов. Д.И.Селиванов и часть его коллег связывали недостатки в промышленном развитии области с недостатком опыта, средств, кадров и другими объективными причинами. Их оппоненты считали, что значительная часть проблем вызывалась ошибками руководимого Селивановым обкома, который, по их мнению, недостаточно руководил хозяйственным строительством. Разногласия существовали и относительно целесообразности вхождения Коми АО в Северо-Восточную область (или Северный край), и о возможностях расширения границ автономии за счет коми-пермяцких территорий, нижней Печоры и островов Ледовитого океана.
В условиях политической ситуации тех лет, шедшей в компартии борьбы с различными «уклонами», эта дискуссия не могла не сопровождаться наклеиванием политических ярлыков, взаимными обвинениями во «фракционности», «оппозиционности» по отношению к «генеральной линии партии» и т.п. Партийные взыскания, полученные противниками Селиванова, воспринимались ими как незаслуженные. В Центральную контрольную комиссию РКП(б) стали поступать жалобы на руководство Коми обкома. Дискуссия стала вырождаться в личные конфликты (позднее новое руководство Коми обкома компартии называло эти события «склокой»), дисциплина в парторганизации упала. Центральная контрольная комиссия в марте 1927 года решила вмешаться в ситуацию. Некоторые лидеры Коми обкома получили взыскания, однако по-прежнему считали свой подход верным и излагали его в местной печати (в частности, в газете «Югыд туй»).
В конце концов, решили вмешаться руководители Центрального комитета компартии. Д.И.Селиванова отозвали из Коми области. Расширенный пленум Коми обкома, состоявшийся в июне 1927 года, не мог не согласиться с этим решением. В том же месяце Дмитрий Ильич уехал в Москву на курсы Академии марксизма, после окончания которых был направлен в Сталинград на ответственную партийную работу.
В 1930 году судьба его вновь соединила с Севером. Он работает в сельхозотделе Севкрайкома ВКП(б), ведает агитмассовой работой. Но вскоре Д.И.Селиванова вновь отзывают в Москву. Для только что созданного треста «Оленевод» требовались кадры, имеющие опыт работы среди северных крестьян. На посту заместителя директора треста он немало сделал по организации оленеводческих колхозов на Севере и в Сибири.
Осенью 1933 года Д.И. Селиванова, как опытного советского и партийного работника, выдвигают в аппарат высшего органа власти Российской Федерации ВЦИК. В течение почти пяти лет он работал инструктором Президиума ВЦИК.
Вкупе с другими партийными и советскими работниками 23 апреля 1938 года Д.И.Селиванов был арестован по стандартному обвинению тех лет. Приговором Верховного суда Коми АССР от 21-26 января 1939 года был осужден по статьям 58, п. 10, ч.1 и 58, п. 11 УК РСФСР к пяти годам лишения свободы. 21 августа 1939 года Верховный суд РСФСР оставил в силе этот приговор. Свой срок необоснованно осужденный отбывал в Верхне-Човской ИТК НКВД Коми АССР. В заключении он и умер 13 декабря 1941 года. 3 мая 1957 года Д.И.Селиванов был реабилитирован.
Безусловно, Д.И.Селиванов был сыном своего времени, представителем чисто большевистского менталитета. Это вовсе не означает отрицания или умаления его роли и места в организации Коми автономной области и ее партийной организации. Имя Дмитрия Ильича навсегда вписано в историю Коми.
Д.И.Селиванов