М.Б.Рогачев
ПЕРМСКАЯ ЕПАРХИЯ В XIV-XV ВЕКАХ
Пермская епархия была основана трудами св. Стефана более шести веков назад. Ее создание неразрывно связано с христианизацией древних пермян, предков современных коми, и оказало выдающееся влияние на все стороны жизни Коми края. Историки, как правило, сосредоточивали внимание на личности и трудах первых епископов пермских, безусловно, оказывавших огромное влияние на жизнь епархии, бывших ее "лицом". Но при таком подходе вольно или невольно в стороне оставались многие важные аспекты епархиальной жизни, такие, например, как храмостроительство, жизнь приходского духовенства и другие.
Из далекого прошлого до нас дошло не столь уж много документов о ранней истории детища св. Стефана Пермского. В основном - это краткие летописные записи. По ним трудно в деталях восстановить все страницы жизни Пермской епархии. Чтобы хотя бы в об¬щих чертах рассказать о различных сторонах истории епархии в первые века ее существования, приходится прибегать к предположениям и догадкам. Начнем с предыстории, поскольку без нее невозможно понять логику возникновения самой северной в то время епархии Русской православной церкви и деятельности христианского миссионера Стефана по прозвищу Храп.
Земли пермян издавна были известны на Руси. Первыми здесь появляются новгородцы через Двинскую землю и Пинегу. Из знаменитого рассказа Гюраты Роговича о путешествии в Югру мы узнаем, что уже в XI в. новгородцы ходили за данью на Печору.
"Повесть временных лет", откуда взято это известие, среди народов, живущих в "странах полунощных" и платящих дань Руси, называет Пермь и Печору. А в XIII в. Пермь и Печора называются среди "волостей новгородских". Но по-настоящему в этих краях новгородцы закрепиться не смогли: слишком удалены были от основной территории Новгорода. А.Н.Насонов полагал, что в новгородской Перми, лежащей на одном из путей на Печору по Выми, верхней Вычегде и Ухте, не было погостов, а дань собирали отряды "даныпиков". Правда, раскопки Пожегского городища на средней Выми, датируемого XII-XIV вв., показали, что новгородцы все же имели в пермских землях один погост, служивший перевалочной базой на пути на верхнюю Вычегду. Это в принципе общую картину не меняет.
Во второй половине XII в. с запада, из района Белоозера, начинается "низовская" колонизация низовьев Сухоны и Юга и упорная борьба Ростово-Суздальского княжества с Новгородом за дань в Заволочье. Ростово-Суздальские князья закрепляют за собой ниж¬нюю Сухону и Юг, построив в 1178 г. крепость Гледен, а несколько позже рядом с ней город Устюг. Таким образом, уже в конце XII в. часть пермских земель вошла в состав Ростово-Суздальского княжества, а на соседних землях, предположительно на нижней Вычегде, Сысоле и Лузе из Устюга, начинает взиматься дань (о "пермских данях" начала XIII в. упоминается в Вымско-Вычегодской летописи). В конце XII - первой половине XIII вв. Владимиро-Суздаль-ское княжество распадается на ряд уделов, обретающих все большую самостоятельность. Еще в 1207 г. Всеволод Большое Гнездо передал Ростов с 5 другими городами (вероятно, в их числе был и Устюг) старшему сыну Константину. Ростовское княжество, состоявшее из двух частей - собственно Ростовской и Устюжской земель (Белозерское выделилось в отдельное княжество), становится самостоятельным, а правят в нем потомки Константина Всеволодовича. К Ростову переходят и "дани пермские".
В XIV в. в дела северные все активнее начинает вмешиваться набиравшая силу Москва. В качестве патронов Новгорода великие князья вмешиваются в сбор дани, жалуют печорские земли "в кормление", хотя формально признают пермские и печорские волости новгородскими. Когда Иван Калита получил право собирать дань для ордынцев, он заставил и новгородцев платить "чорный выход Ордынскому царю". Вычегодско-Вымская летопись в записи под 1333 годом добавляет, что это касалось и устюжан, и "с тех времен князь московский начал взимати дани с пермские люди". В данном случае речь идет только об ордынской дани.