Павел Федорович ЛИМЕРОВ,
зав. отделом фольклора ИЯЛИ КНЦ УрО РАН,
кандидат филологических наук.
Автор более 60 работ по мифологии и фольклору коми.
ЧУДЬ В ИССЛЕДОВАНИЯХ Л.С.ГРИБОВОЙ
С именем Чудь связаны, прежде всего, письменные летописные сведения о финно-угорских народах, соседивших в раннем средневековье с северными славянами и германцами, а позднее с новгородцами и ростово-суздальцами. Кроме того, имеется факт преданий о чуди, ареал распространения которых охватывает огромные территории северо-восточной Европы и Сибири. Есть также археологические памятники до русского финно-угорского населения северо-восточной Европы, по традиции и для удобства обозначаемого в литературе емким термином «Чудь». Таким образом, проблема Чуди традиционно является объектом исследований отечественной истории, фольклористики, археологии, а в последнее время и лингвистики. Разумеется, каждая из этих дисциплин видит проблему по-своему, в зависимости от специфики рассматриваемых артефактов, объединяет их то, что все они как бы стремятся решить вопрос этнической принадлежности Чуди, привлекая для этого те или иные данные.
Предания о Чуди, естественно, находятся в компетенции фольклористики, однако, начиная уже с XVIII века, они используются в качестве исторических свидетельств эпохи русской колонизации европейского северо-востока. Объектом специального исследования чудские предания становятся только во второй половине XIX в. с работы П.С.Ефименко «Заволочская Чудь». Это была первая попытка описания наиболее общих характеристик преданий. Затем следует почти столетний перерыв, и только в 1965 году эта проблема получила освещение в научном исследовании. Я имею ввиду монографию В.В. Пименова «Вепсы», в которой преданиям о Чуди посвящена большая глава. В сфере научных интересов В.В.Пименова, конечно же, проблема этнической принадлежности Чуди, ранних русско-вепсских контактов, тем не менее, он впервые дал описание основных сюжетов чудских преданий. В 1969 году в виде своеобразного отклика на работу В.В.Пименова была опубликована статья Л.П.Лашука «Чудь историческая, чудь легендарная». По мнению исследователя, распространенность исторических сведений и преданий о Чуди на огромных территориях ставит под сомнение вопрос о принадлежности Чуди к одному конкретному (вепсскому, как полагает В.В.Пименов) этносу. Конечно, статья Л.П.Лашука опять же была в русле исторических исследований, но она интересна сопоставлением письменных источников и преданий, кроме того, здесь, видимо, впервые имеются ссылки на материалы коми фольклора. Непосредственно в компетенцию фольклористики предания о Чуди попадают лишь 80-е годы XX века, с выходом в свет монографии Н.А.Криничной «Русская народная историчес¬кая проза», в которой дается подробный обзор мотивов чудских преданий, генезиса образов на основе широких типологических сравнений.
Что касается Л.С.Грибовой, то предания о Чуди, конечно же, были в сфере ее интересов. За первые годы полевых работ ею был собран огромный материал преданий, бытующих у коми-пермяков. Судя по всему, она готовила большую работу о Чуди, поэтому предания переводились на русский язык, очевидно, чтобы использовать собрание в качестве приложения к исследованию. В 1962 году была написана статья «Чудь по коми-пермяцим преданиям и верованиям». Мы не знаем, по каким причинам статья так и не вышла в свет в то время. Возможно, ее публикация в 1962 году оказала бы сильное влияние на работу В.В.Пименова, и он воздержался бы от некоторых своих выводов. Между прочим, тезис Л.П.Лашука по поводу этнической принадлежности чуди впервые прозвучал как раз в статье Л.С.Грибовой: «...невозможно принимать за чудь всякий народ, которому приписываются чудские памятники». Впрочем, статья Л.С.Грибовой даже и не об этом, она посвящена коми-пермяцкой религиозности, а именно религиозно-мифологическим представлениям о чуди в системе верований коми-пермяков. В таком аспекте проблема Чуди до Л.С.Грибовой, в общем-то, никогда и не рассматривалась. Статья отчетливо делится на две части. В первой Любовь Степановна предлагает классификацию преданий, причем каждую рубрику классификации она снабжает до этого неизвестными коми-пермяцкими материалами. Предварительные выводы — чудь является «дофеодальным», дохристианским народом коми. Генезис этих преданий связывается с изменениями, буквально «со скачком», в культурной и хозяйственной жизни средневековых коми, в частности, в связи с изменениями в сельскохозяйственном производстве и в смене языческой религии христианской. Сами по себе эти выводы нельзя признать новаторскими, поскольку примерно тоже самое было уже сказано П.С.Ефименко о вепсах, да и сама Л.С.Грибова в самом начале своей статьи вроде бы предлагает отвлечься от идеи отождествления чуди с каким-то конкретным этносом. Новаторской является ее этимология слова «чудь» из пермских языков с привлечением прапермского «чудтысь» — «чужтысь» «родитель» из древнепермского словаря В.И.Лыткина. Сам В.И.Лыткин мотивирует переход «д» в «ж» историческим чередованием, сохранившимся в удорском диалекте в слове «чудтыны» — родить. По нашим полевым записям в удорском диалекте (с.Пысса, Латьюга) бытовало слово «чудин», для обозначения новорожденного некрещеного ребенка. Как известно, в науке утвердилась точка зрения В.Д.Бубриха о происхождении слова «чудь» из готского tjudo, однако, версия об Л.С.Грибовой заслуживает внима¬ния, поскольку объясняет механизм внедрения, в общем-то, чужого и чуждого этнонима в коми сакральную лексику. По-видимому, словом «чудь» обозначали имен-но предков (ср. чуд(ж)тысь — «родитель»), что подтверждается поминальными обрядами, которые сама Л.С.Грибова фиксирует как «поминки древних». Это объясняет и высокую степень мифологизации образа чуди у коми, в отличие от северорусских представлений.
Этимологический экскурс как бы предваряет вторую часть статьи, которая посвящена анализу некоторых аспектов коми-пермяцкой демонологии. Для начала 60-х годов это был, конечно же, смелый поступок, если учесть, что данная область фольклорно-этнографических исследований в это время совсем не поощрялась. Во-первых, Л.С.Грибова выделяет из всего сонма демонологических существ Чудов, коми-пермяцких бесов, определяет их исконные функции в системе дохристианской религиозности как «совершающих обмен» (вежöм) детей, «переводящих» детей из этого мира в иной мир. По мысли Любови Степановны, в представлениях о вежöм отразился древний обряд принятия человека «в новый мир», в процессе которого духи — Чуды — переводили ребенка в мир людей, а одна из душ новорожденного воплощалась в деревянном идоле. Далее следует сравнение Чудов с удмуртскими «вожо» и участие тех и других в святочной мифологии. Уже это является подтверждением связи Чудов с образом мифологических предков. Таким образом, Л.С.Грибова подтверждает автохтонность представлений о Чудах даже при том, что сам образ Чуди, вместе с «легендами» о ней, был заимствован у русских. Однако уже в следующем параграфе она сравнивает «Чудов с Чудью», «образы нечистых существ религиозных представлений и образы легендарного, якобы жившего до коми народа», и приходит к парадоксальным, на первый взгляд, выводам о тождестве основных их характеристик. Она даже обнаруживает, что моментом отчуждения от Чуди легендарной является христианизация, и не принявшая новую веру Чудь в народной памяти обретает демонологические черты, превращается в Чудов.
Возможно, выводы Л.С.Грибовой несколько неуверенны и размыты, но надо учесть, что в целом эта статья во многом опирается на ее студенческую дипломную работу. Хотя то, что эта статья удостоилась положительного отзыва С.А.Токарева, научного руководителя Любови Степановны, тоже о многом говорит. Возможно, что публикация статьи не состоялась ввиду спорности этимологической ее части, хотя выводы из нее следующие весьма корректны. Во всяком случае, в монографию «Пермский звериный стиль», в главе, посвященной чудской теме, этимологический экскурс как раз и не вошел, поэтому связь Чуди-Чудов с образом предков, которым посвящены поминальные тризны, оказалась не совсем понятной. Что делать, нередко излишняя исследовательская щепетильность может пойти не на пользу. Как бы то ни было, статья Л.С.Грибовой 1962 года содержит остроумную гипотезу о происхождении термина «чудь» и о его месте в коми-пермяцкой религиозности.