Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские » Бадьёльйывса войтыр. Жители Бадьёльска. » Деревня Бадьельск раскинувшаяся в верховьях речки Бадьель


Деревня Бадьельск раскинувшаяся в верховьях речки Бадьель

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Маленькая деревня в Усть-Куломском районе не может оставить  равнодушным никого, кто знакомится с ее прошлым и настоящим

Деревня Бадьельск Усть-Куломского района, раскинувшаяся в верховьях речки Бадьель, почти на сто километров «убежала» от райцентра, разминулась с автомобильными трассами.
Нечасто сюда попадают высокие гости или люди, охочие до новых впечатлений. Но все, кто волей случая посещают Бадьельск, не скрывают восторга от увиденного. Впечатляет и сама деревушка, в облике которой осталось многое от века девятнадцатого. Удивляют и люди, жившие когда-то в этих местах, бывавшие проездом и населяющие ее сегодня.

«Страшные» истории

Сюрпризы и загадки Бадьельск стал преподносить уже на подступах к этой глубинке. В словарях и справочниках название деревни пишется с двумя мягкими знаками. С коми языка оно переводится как «бадь» – ива и «ёль» – ручей. То есть селение возле заросшего ивняком ручья. Но почему-то на указателе перед деревней первый мягкий знак трансформировался в твердый. «Что такое «бад»? – вслух задавались вопросом при наших встречах бадьельцы. – Нет такого слова в коми языке. Такой корень вроде как отсутствует и в русском. Правда, есть в английском языке. Помните, как переводится? «Страшный». Так-то вот кто-то с нашими ивами безжалостно обошелся, из названия деревни вырубил».*

Еще одна «страшная» история поджидала нас на месте недавнего взрыва. Чтобы увидеть его, пришлось вскарабкаться на возвышенность, с которой все село как на ладони. Эти открытые высокие места в середине XVIII века и прельстили первозасельщиков. На многие километры расчистили они пожни, стали хлеб выращивать. Злаки на этих угорах созревали отменно, а самое главное – никогда не замерзали. Со временем жнивье заросло, пришло в запустение. А в начале 90-х годов прошлого века власти республики решили вдохнуть новую жизнь в Бадьельск. Почему выбор чиновников пал на эту деревню, история, как говорится, умалчивает. На продуваемом ветрами Бадьельском угоре появились строители, завезли кирпич, начали возводить каменные объекты. В одной из новостроек предполагалось обустроить школу. Школу не абы какую, а современную, с бассейном. Как говорится, гладко было на бумаге... До ума храм знаний так и не довели, с годами долгострой превращался в развалины. А недавно его пришлось взорвать. Теперь на месте неосуществленных надежд зияет наполненная водой воронка, обрамленная грудами битого кирпича.

Но по-настоящему страшный взрыв потряс Бадьельск в конце 60-х годов ХХ столетия. Вернее, это была серия взрывов, которые чуть не лишили бадьельцев насиженного веками места. Именно эта усть-куломская деревушка больше других населенных пунктов республики пострадала от испытаний ракетного оружия на космодроме «Плесецк». Три раза с небольшим интервалом жителей деревни – около 500 человек – спешно грузили на подвернувшийся транспорт и эвакуировали в безопасное место. Сами бадьельцы сейчас с улыбкой вспоминают об этом «безопасном» месте. Ведь от греха подальше их увозили всего за девять километров, в соседнее Помоздино. Тогда не принято было задавать вопросы наезжавшим в деревню после взрыва военным. Ходили слухи, что на Бадьельск падали ступени ракетоносителей спутников, по каким-то причинам изменивших траекторию движения. Слава Богу, на деревенских улицах ни одна из них не взорвалась, упали в соседнее болото. У жителей же деревни лишь посуда из шкафов попадала, трубы над крышами снесло, потрескались печи. Все это списали на издержки растущей оборонной мощи страны и продолжили жить дальше.

Остановилось время

На облике многих сел время притормозило свой бег, оставляя осколочки, детали ушедших эпох. В Бадьельске, можно сказать, время остановилось. Ну где еще можно увидеть столько старинных тесовых крыш, могучих двухдверных амбаров, сразу несколько общественных складов-мангазей, *** поднятых без единого гвоздя? Рассказывали, как недавно заезжали в эту глухомань американцы, а затем чех, и не могли надивиться, каким образом в Бадьельске уцелело то, что должно было неминуемо исчезнуть. Наверняка они имели в виду и бревенчатые лестницы-взвозы, по которым раньше в высокий сарай поднималась лошадь с поклажей. А может, непривычные столбы-подпорки, которые имеют многие здешние дома. Лишь в Бадьельске до сих пор в ходу и деревянные дверные петли. Мы видели такие приспособления из сучковатых деревьев и в старом доме, и в почтенном по возрасту сарае. Смотрели и удивлялись.

Впрочем, слава Бадьельска, где неведомым образом сохранилось то, что в других уголках давно потеряно, тянется за деревушкой исстари. Еще в начале ХХ века – в 1906 году – по заданию этнографического отдела Русского музея в Коми край приехал студент Петербургского университета, будущий ученый Сергей Сергель.** Добравшись до Верхней Вычегды, исследователь поинтересовался, где он может окунуться в седую древность, понаблюдать веками сложившийся уклад, познакомиться с ремеслами и промыслами. Ему посоветовали ехать в Бадьельск. Тут петербуржец и прожил несколько месяцев, проделав огромную работу: описал строения, написал отчет о своем пребывании, а по сути занимательную книгу «В Зырянском крае», запечатлел на фотопластинки здешних жителей и их быт, сделал множество рисунков, собрал этнографическую коллекцию.

Страницы книги Сергеля пронизаны теплотой и большой симпатией к жителям Бадьельска. На постой его определили в семью Уляшевых. Хозяином дома был Терентий Иванович Уляшев. «Терентий смотрел неторопливо и зорко, на голове имел шапку черных волос и черную же бородку и всегда работал. Не работал лишь тогда, когда ел или спал. Ел мало, водки совсем не пил...» Такую характеристику дал ученый хозяину дома. А вот как запечатлел он охотничьи угодья жителей Бадьельска, определившие и их мироощущение: «Этот отшельнический охотничий хуторок был очень привлекателен. Воздух был на диво чист и свеж. Всплеснувшая рыба пустила по тихой воде ряд разбежавшихся кругов. Здесь полно ощущалась нетронутая могучая природа. Ее спокойные красота и мощь приводили в равновесие внутренний мир человека».

К XXI веку в первозданном виде остались разве что деревенские постройки. Видно, были сработаны на совесть. Окружающая природа, как и везде, сильно изменилась, поредела, иссякла. Обезлюдел и Бадьельск. Коллективное хозяйство пока держится, но только уже на волоске. ****

Печальная участь постигла и ученого, который побывал здесь еще до революции. В начале 30-х годов следы Сергеля обрываются, его коллеги-ученые до сих пор не знают, где он закончил свои земные дни. Скорее всего, был репрессирован, погиб. Почти на столетие в Зырянском крае забыли и его труды, пока в конце 90-х работа «В Зырянском крае» не вышла в свет отдельной книгой со множеством уникальных фотографий. Самое поразительное: дорогу книге пробили не ученые, а сами жители Бадьельска.

На круги своя

...Александр Игоревич и Нина Афанасьевна Уляшевы встречают нас на середине деревенской улицы, ведут к своему дому. «Опять соседи скажут, медом что ли дорога к вашей избе намазана, все приезжие только к вам и идут», – с улыбкой говорит Нина Уляшева. Дом, в котором они живут, уже разменял девятый десяток. Но все аккуратно отремонтировано, обустроено так, как бывает не во всех новостройках. Во дворе – старый амбар на курьих ножках, новая баня с тремя секциями и рябина, усыпанная красными гроздьями.

Возвращение на круги своя – в отчую деревеньку – для супругов Уляшевых было непростым и долгим. Родились они в то время, когда деревенских жителей повсеместно заманивали к себе города и поселки. Александр Уляшев появился на свет в соседнем поселке Диасерья, куда в Вольский леспромхоз подались на работу из Бадьельска его родители. После школы – армия, Афганистан, учеба в Пермском пединституте, работа учителем в школе, инженером в совхозе, проба сил в бизнесе...

Первым побудил интерес к своим корням армейский товарищ из Североуральска. Узнав, что Александр – сын и внук коми охотников, обрадовался, даже растрогался. Рассказал, что занимается туризмом, часто бывал по обе стороны Урала, где много охотничьих угодий и изб у коми. Уралец всегда поражался опрятности их жилищ, запасу дров и харчей, которые непременно имелись в каждой избушке. Но ни разу лицом к лицу с коми охотниками встретиться не довелось. И лишь теперь, в армии, увидел воочию. Потом они подружились, сделались неразлучными на все время службы.

Вторым человеком, который открыл Александру красоту и своеобразие малой родины, тоже стал человек не местный. Это упомянутый ученый Сергей Сергель. Оказалось, что в бытность в Бадьельске он жил у предков Александра, а работяга Терентий Иванович – его прадед. ***** Работы и фотографии Сергеля супруги открыли случайно в фондах Национального музея РК. Написанное вызвало восторг. А старые снимки они готовы были рассматривать бесконечно, по облику узнавая предков нынешних бадьельцев. Какое еще коми село могло похвастаться таким обилием дореволюционных фотографий, по которым можно было почувствовать ритм крестьянской жизни век назад! С этого же времени Уляшевы твердо решили перебраться жить в Бадьельск. Присмотрели там дом, Александр устроился работать заведующим клубом, Нина – библиотекарем.

Философия Уляшева

Деревенская жизнь одновременно окрылила и оглушила. Ведь супруги пришли сюда не дачниками, не соглядатаями. Сразу же принялись хоть как-то улучшать ее, облагораживать. В клубе заработали кружки и секции. В библиотеке появился музей. Тогда же началась «эпопея» по изданию книги С.Сергеля. Александр Игоревич говорит, что снова первыми откликнулись не свои, не местные, помогли средствами. Предисловие к новинке написал сам Уляшев. Помогли и сотрудники питерского музея этнографии, предоставив энтузиастам из Бадьельска статью о жизни и творчестве Сергеля. На презентацию в Бадьельск съезжались именитые гости. Теперь эта книга есть во всех библиотеках республики.

Но на этом исследования Уляшевых не завершились. Опять же случайно они узнали, что в Санкт-Петербурге имеются и другие работы Сергеля. Прошлым летом супруги съездили в город на Неве, встретились с музейщиками, узнали, что здесь хранятся фотографии, сделанные ученым в Коми крае. Питерскими учеными подготовлена толстая монография, посвященная 100-летию первой этнографической экспедиции Русского музея в Коми край. Все ее страницы посвящены деятельности Сергеля. Теперь Александр и Нина думают над тем, чем и как может помочь Республика Коми, чтобы это издание поскорее увидело свет, а часть его тиража поступила в наши магазины.

Интерес к прошлому у Уляшевых не праздный. Опыт прошлого, по их мнению, сбрасывать со счетов не стоит, он еще пригодится. Но нынешнее бытие диктует и новые условия. За несколько лет жизни в Бадьельске Александр Уляшев стал «по совместительству» и экономистом, и аналитиком, и философом. Недавно в журнале «Арт» увидела свет его статья с интересными размышлениями о возрождении коми деревни. Удивляет знание автором мирового опыта, особенностей ведения сельского хозяйства в разных странах и регионах. Интересны его размышления и о социальной солидарности, артельности, которые, по его мнению, могут вывести северное село из трясины проблем. Немало положительного, на его взгляд, накопили и созданные до революции земства. Например, в 1912  году в земских аптеках Усть-Сысольского уезда часть лекарств выдавалась по льготным(!) рецептам. Или такой небезынтересный факт: Яренское и Усть-Сысольское земства в 1872 году через суд востребовали у государства как собственника выплату налога на лесные угодья, а также выплату рентных платежей за природные ресурсы в пользу земств. Эти средства шли на обустройство школ, библиотек, больниц. Государство исправно платило эти деньги вплоть до Октябрьского переворота.

Перечислить все, над чем размышляет и что волнует Александра Уляшева, не хватит места. Можно лишь подытожить, что в окружающей его жизни нет ничего, что бы он не обмозговал, о чем не написал. Жаль лишь, что размышления философа из Бадьельска пока в нашей республике доступны немногим.

Заветный причал

Маленькая деревня продолжает удивлять на каждом шагу. Стоило пробыть здесь всего несколько часов, как в блокноте уже тесно от ярких явлений и деталей, а также судеб разных людей. В Вологодской губернии всего два человека удостаивались за ратные подвиги всех четырех Георгиевских крестов. Один из них – бывший житель Бадьельска Егор Ефимович Уляшев. ****** Нам показали его дом, давно уже необитаемый. А у его бывших соседей висит фотокарточка, на которой житель Бадьельска заснят при всех регалиях: четырех «Георгиях» и восьми медалях. Егор Уляшев прославился еще в Русско-японскую войну. Рассказывают легенду, как его взвод попал в плен. Увидев окружавших японцев, солдат из Бадьельска не сплоховал: схватил из кучи сложенного оружия ружье со штыком – и давай бежать. Японцы погнались следом. Наседавших он поддевал на штык и бросал через плечо. Увидев такое, остальные поотстали, прекратили стрельбу, цокая языками в знак восхищения невиданной доблестью. И дали отчаянному солдату убежать от заведомого плена.

Ценивший больше всего свободу и рассчитывавший лишь на свои силы, Егор Уляшев не захотел вступить и в колхоз. За «сопротивление» у него конфисковали все его награды, а затем услали в лагерь, где он отбывал трехлетний срок. Отчаянный, мужественный человек, он ни перед кем не ломал шапку. Земляков продолжал удивлять своей смелостью. Мог за одну летнюю ночь поднять стену нового сруба. Полный георгиевский кавалер умер в годы Великой Отечественной войны. О том, чтобы сохранить могилу героя, никто тогда не позаботился.

Или как не удивиться такому факту: до приезда Уляшевых в Бедьельске вкус к литературному творчеству и краеведению имели два человека, тоже их однофамильцы. Первый, Евгений Егорович Уляшев *******, был профессиональным шофером, недавно ушел из жизни. Второй, Борис Васильевич Уляшев ********, всю жизнь работал трактористом. И сейчас без дела не сидит. В наш приход в своем домике занимался прозаическим делом – чистил бруснику. Сразу же привлекло внимание специальное устройство в виде большого сита на ножках, скользя по которому, брусника падала в ведро без единой соринки. «Ваше изобретение?» – спросили у хозяина. Он с улыбкой закивал, показав затем и другие свои самоделки.

Стоит сказать и о том, что Борис Васильевич рядом с большим деревенским домом возвел три маленьких – для себя и двух сыновей. Они чем-то напоминают описанные Сергелем в\р-керки – лесные избушки, когда-то очень полюбившиеся ему. Борис Уляшев, видимо, обосновался таким образом тоже неспроста: жизнь в маленьком домике напоминает о лесных угодьях, а уединение не мешает предаваться размышлениям. Некоторые из своих мыслей пожилой человек записывает в большую тетрадь. Хотя обнародовать их не стремится. Говорит, мол, правда глаза колет, не всякому придется по душе. Приводит в пример несколько эпизодов, виденных собственными глазами. Как в 40-е годы председатель колхоза на скакуне выезжал ловить голодных детей, которые в поле собирали оставшиеся колоски. Одного мальчугана забил насмерть. Запомнились его речи, всегда торжественные, пафосные. Слушать их бывало невыносимо. Поэтому, видимо, и подавался Борис Васильевич из колхоза в леспромхоз. Но родная сторона все-таки перетянула. И он об этом не жалеет.

Закончить заметки о путешествии в Бадьельск хочется еще одним удивившим нас фактом. Эта деревня стоит вдалеке от реки. Но напротив дома Александра Уляшева лежит большая деревянная лодка. Как она здесь очутилась? Хозяин дома говорит, что привез с собой из поселка: «Пусть лежит как память о прежней жизни». Лодка воспринимается как символ жизни – плавания по бурному морю. Рано или поздно она обязательно причалит к берегу, и было бы хорошо, если бы этот берег оказался землей обетованной. Каким стала для семьи Уляшевых деревня Бадьельск.

Анна СИВКОВА.

Фото Уляшева В. и Уляшева А.

Усть-Куломский район

* Фото "Въезд в деревню".
** https://badelskkomi.webff.ru/viewtopic.php?id=86

*** Фото сохранившегося зернового склада

**** В 2008 г. засено всего 17 гектар, 10 % от сельхозугодий в окрестностях д. БАДЬЁЛЬСК. Картофель вообще не "сажали". Глава республики Коми подписал документ о запрете торговать картофелем на вывоз с Усть-Куломского иКорткеросского районов ("Сёй, но эн вузав" - газета "Коми Му" от 07 июня 2008 г.)

***** Фото сохранившегося дома.

****** https://badelskkomi.webff.ru/viewforum.php?id=28
******* https://badelskkomi.webff.ru/viewtopic.php?id=40
******** https://badelskkomi.webff.ru/viewforum.php?id=27

http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/2104

Отредактировано abukomi (07.07.2008 22:26:54)

0

2

Бадьёльск июнь 2007 г.

+1

3

Мича. Была там давным-давно.

0

4

Природа на Севере конечно классная, как будто в первобытность попал, мир еще не изуродованный современной деятельностью человека.

0

5

Касим написал(а):

Природа на Севере конечно классная, как будто в первобытность попал, мир еще не изуродованный современной деятельностью человека.

Мне не хочется портить форум результатами деятельности человека.

0

6

abukomi написал(а):

Теперь на месте неосуществленных надежд зияет наполненная водой воронка, обрамленная грудами битого кирпича.

-  Ну, тут журналистка Анна СИВКОВА немножко ... "для красного словца". Никаких взрывных работ не проводилось. - СПК "Помоздино" за бесценок продал стр. плиты и блоки, а кирпичи разобрали жители всех окрестных деревень.
Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

Отредактировано Vladimir (29.08.2008 23:02:40)

0

7

.

0

8

С БАДЬЁЛЬСКА – НА ИРТЫШ.

   Мы, авторы очерка, прилетели в Тару (центр самого северного района Омской области), цель — изучения культуры и быта народа коми. В 1927 году в краеведческом отделе журнала «Коми му» была опубликована статья профессора И. Н. Шухова «Зыряне в Тарском округе сибирского края», в которой рассказывалось об этом коми поселении на протоке Иртыша р. Шиш, возникшем в конце XIX века. Переселенцы из коми края составляли в то время абсолютное большинство в Имшегале (51 хозяйств из 58). Нас заинтересовала дальнейшая судьба этой небольшой коми группы. По всесоюзной переписи населения 1979 году в Омской области было зарегистрировано 1464 коми. Об имшегалских коми нам удалось узнать только то, последний раз они были отмечены переписью 1959 года. Тогда в селе было 306 человек жителей и более 20% из них — коми.
   Переселение коми на юг Омской области относится к началу 70-х годов XIX века. К1893 году в бывшей Сыропятской волости Тобольской губернии образовался целый куст деревень с преобладанием коми населения. В Сибири имелись свободные плодородные земли, по этому и уезжали туда на место жительства. «Спасались от голода, переселившись в Сибирь»...
   А что нас ожидает в Имшегале? Идём по селу устраиваться на ночлег. Небольшой сквер с обелиском. Знакомые фамилии: Есев, Жангуров, Попов, Игнатов и более половины списка занимает фамилия Уляшев.
  26 Уляшевых из далекого сибирского поселка ушли и не вернулись с последней войны. Невольно вспомнились 112 Уляшевых, которые значатся в таком же списке на обелиске в вычегодской деревне Бадьёльск в Коми АССР
   На ночлег устраиваемся тоже у Уляшевых. Виталий Уляшев. Его отец - коми, мать - русская, коми разговорный язык знает хорошо. Другой наш хозяин — Исак Иванович Уляшев, 1926 года рождения, воевал. Сам — коми, жена — русская.
   Село Имшегал было основано в местности, достаточно близкой по природным условиям в Коми краю. Основание села относится к 1896 году, когда на берегу р. Шиш, поселились первые жители: братья Афанасий, Иван и Степан Исакиевич Уляшевы. По семейным преданиям, братья Уляшевы облюбовали место для жилья там, где они обычно охотились. В 1898 к новосёлам Имшегала присоединились ещё четыре семьи. Все они были выходцами из верхневычегодских селений: Помоздино, Выльгорт, Пожег, Руч, Керчомъя, Бадъёлъск. Уляшевы считают себя выходцами из Бадъёлъска, эти сведения документально подтверждены записью в метрическом свидетельстве В. И. Уляшевой — старейшей представительницы династии Уляшевых. Таким образом, наше предположение о родственной взаимосвязи двух скорбных списков фамилий на обелисках оказалось обоснованным.
   В 1931 году образовался колхоз «Свободный зырянин». Первыми трактористами стали Е. С. Уляшев, а. А. Игнатов, 77. И. Уляшев. На большую войну из Имшегала ушло 94 человек, вернулись — 45.
   Потомки коми переселенцев в далёкую Сибирь, хотя их немного сейчас, через сто с лишним лет живут на своей новой родине, оставаясь по-прежнему частицей своего народа коми.

0

9

14 октября
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

   Этот праздник установлен Русской Православной Церковью в память о чудесном явлении Божией Матери во Влахернском храме Константинополя (столицы православной Византийской империи) в X веке. В то время городу угрожало нашествие мусульман. Во Влахернском храме во время всенощного бдения народ усердно молился об избавлении от опасности. Среди молившихся был блаженный Андрей, Христа ради юродивый (по преданию – славянин), вместе со своим учеником Епифанием. Подняв очи к небу, святой Андрей вдруг увидел шествующую по воздуху Пречистую Деву, окруженную сонмом ангелов и святых. Преклонив колени, Божия Матерь долго молилась, а затем сняла со Своей головы покрывало (покров, омофор) и распростерла его над собравшимися в храме, знаменуя этим подаваемую христианскому миру по Ее молитвам защиту от врагов видимых и невидимых.
   Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. Помощь Божией Матери не замедлила последовать – враги без всякого кровопролития отступили от города. В память об этом был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник напоминает нам о постоянном, непрекращающемся попечении о нас Пречистой Девы, о Ее усердном заступничестве за нас пред Сыном Своим и Богом; именно поэтому Покров Божией Матери – один из самых любимых народных праздников.

   После Покрова развлечения на открытом воздухе прекращались. Наступало время осенне-зимних посиделок.
   Посиделки {войпукöм, рытпукалöм) были у коми молодежи любимым развлечением от Покрова до Масленицы, иключая лишь Рождественский пост, когда посиделки проходили исключительно за работой. Обычно молодежь снимала на день какое-либо помещение или собиралась дома у одной из девушек, устраивала складчину для чаепития и угощений. Девушки приходили с рукоделием — шили, вязали, пряли, но работа то и дело прерывалась развлечениями.
   Вместе с пришедшими вслед за ними парнями девушки плясали, пели, играли в разные игры. Для девушек и парней посиделки были и тем местом, где происходили и закреплялись знакомства, нередко приводившие к браку.
   Иногда молодежь устраивала посиделки вместе со взрослыми. Вот как описывает их Питирим Сорокин: «В избе ярко светит лучина. Бабы и девки прядут и шьют. Парни дурят с девицами. Мужики степенно лежат на полатях и толкуют о своем житье-бытье. Песня, гармоника, споры, разговоры, дым, возня — все сливается в жизнерадостный концерт... Лучший сказочник Лав Вась рассказывает, как леший его таскал по лесу, как приходил к нему лесной. И снова льются песни, шутки и аккорды. Потом снова идет сказка».

0

10

ТШУПÖДА ПАС.

   Март 18-öд лунö коми композитор Ирина Ивановна Чувьюрова пасйис неыджыд тшупöда пас - творческöй уджлы 10 во тырöм. Сылысь уджсö позис быдöнлы донъявны концерт видзöдöмöн. Ирина Ивановна уджалö Выльгортса культура керкаын хормейстерöн. Сэнi нывбаба веськöдлö «Зöнзöвöй» да «Мастерицы» котыръясöн. Ачыс гижö сьыланкывъяс, ачыс жö сьылö да ворсö.
   Тайö луныс, чайта, нэм кежлас коляс Ирина Ивановналöн син водзас. Дас нёль час кежлö Выльгортса культура керкалöн залыс вöлi пöшти тыр.
   Сöмын öткымынлаын куш пуклöсъясыс тыдыштiсны. А йöзыс пыр локтiсны и локтiсны. Унджыкыслöн киясаныс — дзоридзьяс, козинъяс.
   Концерт заводитчис неыджыд петкöдчöмсянь. Та бöрын юргисны мича да мыла сьыланкывъяс. «Зöнзöвöй» да «Мастерицы» котыръясыд тай сьывнытö, майбыр, кужöны. Тшöтш и Ирина Ивановна кывзысьяслысь сьöлöмнысö вöрзьöдiс аслас сьыланкывъяснас. Тайö нывбабаыслысь сьылöмсö позьö кывзыны помтöг. Сы мында сьöлöмкылöм да казьтылöм пуктöма наö.
   Гажыс артмис гортса кодь шань да бур. Ирина Ивановнаöс чолöмалiсны Выльгорт сиктса администрацияöн веськöдлысьяс, культура керкаса уджалысьяс, ёртъяс, тöдсаяс. Волiсны и культура колледжын уджалысь Светлана Николаевна Асташова да первой номера педучилищеса ёртъясыс, кöнi велöдчис Ирина Ивановна. «Коми му редакция» КР ГУ нимсянь чолöмалiс Ганна Холопова. Тайö мелi нывбабаыслы быд мортлöн сюрисны бур, колана, сьöлöм вöрзьöдана кывъясыд.
   Концерт бöрын кузь пызан сайö чукöртчывлiсны Ирина Ивановналöн медся матысса йöзыс, медым пасйыны ичöтик на, но вывтi колана тшупöда пас. Чайтам, мый и водзö на Ирина Ивановна шемöсмöдас миянöс аслас сьыланкывъяснас.

Кристина СЕРГЕЕВА
газета "Йöлöга"
23.03.07



КОМПОЗТОР ИЗ СЫКТЫВДИНСКОГО РАЙОНА
ИРИНА ЧУВЬЮРОВА СОБИРАЕТСЯ ВЫПУСТИТЬ
ПЕРВЫЙ АЛЬБОМ КОМИ И РУССКИХ ПЕСЕН.

   Композитор из Сыктывдинского района Коми Ирина Чувьюрова ищет спонсоров, чтобы выпустить свой первый альбом коми и русских песен.
   Как рассказала «КомиОнлайну» И.Чувьюрова, она является автором слов и музыки всех песен альбома. «Я начала писать стихи в третьем классе школы. Когда я училась в колледже культуры, моя учительница порекомендовала не бросать самостоятельное творчество. Песни альбома накопились за годы моей жизни и работы в Выльгорте. Они посвящены родной коми земле, теме любви, старшему поколению — бабушкам и дедушкам, которые являются настоящими хранителями культуры и традиций коми народа», — пояснила она. Некоторые песни И.Чувьюровой уже известны широкой публике благодаря конкурсам самодеятельных композиторов «Василей». Так, песня «Чужанiн» заняла первое место на конкурсе «Василей» в 2000 году, а песня «Дзодзö гъяс» взяла приз зрительских симпатий в 2005 году.
   Как отметили в администрации села Выльгорт, песни И.Чувьюровой пользуются большой популярностью у коми населения. Автор текстов и музыки работает в районном доме культуры хормейстером с 1997 года. Под ее руководством выступают два коллектива — народный хор «Зöнзöвöй» и хор ветеранов «Мастерицы». И.Чувьюрова и коллектив «Зöнзöвöй» принимают участие в республиканских и межрегиональных конкурсах и фестивалях «Василей», «Шондiбан», «Лунвывса гаж», «Завалинка».
   И.Чувьюрова отметила, что для записи альбома потребуется приблизительно 100 тысяч рублей. «Надо записывать сами мелодии, отдельно — вокал. Часть песен исполнит народный хор «Зöнзöвöй», другие — известные в республике солистки Лидия Логинова и Виктория Пыстина. Будут расходы на конечную обработку, дизайн и тиражирование. Руководство администрации Выльгорта пообещало помощь, но это немалые деньги, так что я сейчас нахожусь в поисках спонсоров. Надеюсь, кто-то из живущих и работающих в Коми бизнесменов окажет посильную помощь в записи моего альбома. Это стало бы большим вкладом в распространение современных коми песен среди слушателей», — сказала она.

http://www.finugor.ru/
29.04.2008

0

11

ИРИНА ИВАНОВНА УЛЯШЕВА-ЧУВЬЮРОВА
   Родились в 1971 .году в с. Соколова Печёрского района Коми АССР. В 1992 году окончила Сыктывкарское педагогическое училище № 1 им. И. А. Куратова. 1996 году Республиканский коледж культуры им. П. И. Чиствлева. По образованию - педагог начальных классов и хормейстер.
   С1997 года работает хормейстером, музыку пишет на свои стихи. Живёт в с. Выльгорт Сыктывдинского  района. Работает в РДК хормейстером народного хора и хора ветеранов.

   Родословная Чувьюровой И.И. (Составила Нина Уляшева)

0

12

В "родословной Чувьюровой И.И" Нина Уляшева указала не всех. Например Вась Петыр Öнисьoм Вась Борис

0

13

Бадьёльйывса ош кыйысьяс

   Вöлiны Бадьёльйыв деревняын кыйсьысьяс, Кöрт Öльöш нёль ая-пиа, кодъяс ёна кыйöны вöлi звер-пöтка да чери-яй. Найö вöлi кыйсьöны Лымва ю йылын 1929 воö.
   Арнас вöралiгöн найö лым усьтöдз аддзасны ош гу, но ошкыс кымын вöлi гуас, эз вермыны тöдмавны. И арся вöрысь гортö петöм мысти джуджыда лым усьöм бöрын найö, нёль ая-пиа, каясны ош кыйны Лымва йылö. Но налöн ош кыян кöлуйыс вöлi вывтi бур. И вöр керкаö воöм мысти найö зарадитасны патронъяс öтка пуляясöн, и ош бытшкан шы тöчитасны. И мöд луннас каясны ош гу дорö ош кыйны. Кöрт Öльöш медыджыд пиыслы шуö: «Вай, пиö, тэ, Петыр, ош гуас шатьöн гудырт». Куим ая-пиа сувтасны ош гу вомкöд паныд. Петыр босьтас шать да ош гу пытшкб шатьсö сюяс да ошлы бокас тойыштас. Ошкыс чепöсъяс гуысь петны ортсö. Ошкöс петiгмоз Кöрт Öльöш лыяс, да ош кулö. Петыр бара сюяс шатьсö ош гуö, гуысь бара ош петас. Кöрт Öльöшлöн шöркост пиыс лыяс ошкöс, да ош кулö. Петас гуысь коймöд ош. Бара сiйöс лыясны. И ещö тшоктас Кöрт Öльöш Петырöс шайтöн гудыртны ош гу пытш. Гуысь бара петас ош, нёльöд. Тайб ошсö оз вермыны вины, и пышъяс. Куим ая-пиа тайö пышъян ош бöрсяньыс вöтчасны. Петырöс бать коляс ош кульны. И Петыр кутас ош кульны. öти ош куляс, мöдöс заводитас мыйöн кульны, ош гуысь петас ош и Петырöс кувмöныс курччалас. И ош мунас.
   Кöрт Öльöш куим ая-пиа ошкöс кык лун суöдасны. Кык лун мысти ошкöс суасны Одъю йылö. Сеня Иван вöралан керкаö ошкыс пырас, и сэтöнi ошкöс виясны. И ошкöс кульмысти мунасны бöр ош гу дорö. Воасны ош гу дорö. Петыр кулöма. Видлаласны Петырöс, да ош курччалöма. Вöлöма гуад витöд ош. И тадзи шогсигтырйи лэччасны куим ая-пиа гортö. И Петырöс гуöн-гортйöн мöдöдасны.

Медвежатники из Бадьельска

   Жили в деревне Бадьельск охотники - Корт Олеш (Железный Алексей) и трое его сыновей. Много ловили зверя-птицы и добывали рыбы-мяса. Охотились они в верховьях реки Лымвы в 1929 году.
   Во время осенней охоты, еще до снега, нашли они медвежью берлогу, но сколько медведей в ней было, не смогли разузнать. И после возвращения домой из осеннего лесования, как только выпал глубокий снег, поднялись вчетвером отец с сыновьями в верховья Лымвы добывать медведя. У них было очень хорошее снаряжение для медвежьей охоты. И, придя в охотничью избушку, они зарядили патроны одиночными пулями, наточили медвежье копье. А на другой день поднялись к медвежьей берлоге. Корт Олеш говорит старшему сыну: «Давай, Петыр, пошевели жердью в берлоге». Отец с двумя другими сыновьями встали напротив устья медвежьей берлоги. Петыр взял жердь, сунул ее в берлогу и ткнул медведя в бок. Медведь выскочил из берлоги. Тут на выходе его и застрелил Корт Олеш, и медведь умер. Петыр снова сунул жердь, из берлоги вышел второй медведь. Выстрелил в медведя средний сын Корт Олеша, и медведь умер. Вышел из берлоги третий медведь. Снова его застрелили. И снова велит Корт Олеш Петыру пошевелить жердью внутри берлоги. Из берлоги вышел еще один медведь, четвертый. Этого медведя они не сумели убить, и он убежал. Отец с двумя сыновьями пустились вдогонку за убегающим медведем. Петыра отец оставил свежевать медведей. И Петыр начал снимать шкуры. С одного медведя снял, только начал другого свежевать, из берлоги вышел медведь и Петыра до смерти загрыз. И сам ушел.
   Корт Олеш с сыновьями преследовали медведя два дня. Догнали его в верховьях речки Од. Медведь зашел на охотничье угодье Сеня Ивана, и там они его убили. И, освежевав медведя, пошли обратно к медвежьей берлоге. Дошли до берлоги и видят - Петыр мертв. Осмотрели Петыра, а его искусал медведь. Был в берлоге, оказывается, еще и пятый медведь. И так, горюя, спустились отец и два сына домой. И Петыра в гробу-могиле отправили.

______________________________

   Бадьёльйывса ош кыйысьяс. Зап. Т.Е.Уотилой от И.М.Габова, урож. с. Нившера Корткеросского р-на РК.

0

14

Спасибо Нина Уляшева за мою родословность.Правда небольшие неточности,маму звали Мария,но самое главное все остальное меня радует.И.Уляшова-Чувьюрова

0

15

БАДЬЁЛЬЙЫВ

И.Л.Жеребцовлöн «Кöнi тэ олан» книга серти, Бадьёльйыв чужис 1782 воын, но тайö сиктса олысь Е.Е.Уляшевлöн казьтылöмъяс серти, йöз татчö овмöдчылöмаöсь чудьяс дырйи.

1853 воын Бадьёльйывса 28 овмöсын вöлi 177 олысь, 1926 воын (НЭП дырйи) - 129 овмöс, 640 морт, видзисны 245 мöс, 390 ыж, 120 вöв.

1931 воын котыртчис «Выль войвыв» колхоз. Крестьяна вöдитiсны 650 гектар му да 800 гектар видз, дöзьöритiсны 150 чаня-вöла да та мында жö кымын мöс-кукань. Танi босьтлiсны шензьöдана урожайяс - быд гектар вылысь 17-18 центнер рудзöг, 20-22 центнер ид. 1938 воын колхозö вайисны трактор, 1940 воын - комбайн.

Быд семьялы некор бурдлытöм дой вайис Великöй Отечественнöй война. Биа кось вылö сиктысь мунiс кыксёысь унджык морт. Джынйыс эз бергöдчы. Сиктын сулалысь обелиск вылын нимыс 112 Уляшевлöн.

1968 вося январсянь Бадьёльйылын колхоз пыдди лоис «Помоздинскöй» совхозлöн отделение. Сэнi видзисны 160 мöс да 200 кукань. Танi быд во шöркодя быд мöслысь лысьтiсны 3 сюрс да унджык килограмм йöв.

Отделениеын уджалiс 32 механизатор, найö вöдитiсны 388 гектар му, 531 гектар видз. Вöлi 13 трактор, вель уна машина.

СССР киссьытöдз танi сяммисны лэптыны кирпичысь клуб да шонтысянiн, пöшти дась вöлi школа. Талун «ловъя» сöмын клуб.

Сиктлы слава вайисны сэтшöм йöз, кыдзи Трудöвöй Гöрд Знамя ордена тракторист Иона Фёдорович Уляшев, «За трудовую доблесть» медальöн пасйöм механизаторъяс да рабочöйяс Валерий Иванович, Павла Ефимовна, Василий Михайлович, Нина Васильевна, Николай Михайлович, Эмилия Егоровна Уляшевъяс, «За преобразование Нечерноземья РСФСР» медальöн пасйöм скöт видзысьяс Анна Гавриловна да Анна Семёновна Уляшеваяс, ВДНХ-лöн эзысь да бронза медальöн пасйöм Валентина Валентиновна Чисталёва да Иван Елизарович Уляшев, уджвывса ветеранъяс Егор Модестович, Эмма Константиновна Уляшевъяс да с.в.

2010 волöн январ 1 лун кежлö сиктын вöлi 108 овмöс, 291 олысь, 12 мöс, öти вöв, кык порсь, 47 ыж. Эмöсь школа-сад, клуб, библиотека, кык лавка, «Помöсдiн» кооперативлöн ферма. Кöть кор позьö петны туйö. Эм телефона йитöд. Помöсдiнса администрация А.В.Уляшевлы кöртымö сетiс трактор, отсасьö и сиктсалы. Пилорама кутö А.И.Уляшев.

Сиктлöн олöм-вылöмкöд йитчöма Санкт-Петербургысь учёнöй-этнограф С.И.Сергельлöн волöм, 1933 вося февральын аэростатлöн пуксьылöм. Позьö пасйыны нöшта сiйöс, мый öти кадö Бадьёльйыв гöгöрö усьлiсны ракетаяслöн тшупöдъяс.

Парма гор
02.02.2010

0


Вы здесь » Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские » Бадьёльйывса войтыр. Жители Бадьёльска. » Деревня Бадьельск раскинувшаяся в верховьях речки Бадьель