Маленькая деревня в Усть-Куломском районе не может оставить равнодушным никого, кто знакомится с ее прошлым и настоящим
Деревня Бадьельск Усть-Куломского района, раскинувшаяся в верховьях речки Бадьель, почти на сто километров «убежала» от райцентра, разминулась с автомобильными трассами.
Нечасто сюда попадают высокие гости или люди, охочие до новых впечатлений. Но все, кто волей случая посещают Бадьельск, не скрывают восторга от увиденного. Впечатляет и сама деревушка, в облике которой осталось многое от века девятнадцатого. Удивляют и люди, жившие когда-то в этих местах, бывавшие проездом и населяющие ее сегодня.
«Страшные» истории
Сюрпризы и загадки Бадьельск стал преподносить уже на подступах к этой глубинке. В словарях и справочниках название деревни пишется с двумя мягкими знаками. С коми языка оно переводится как «бадь» – ива и «ёль» – ручей. То есть селение возле заросшего ивняком ручья. Но почему-то на указателе перед деревней первый мягкий знак трансформировался в твердый. «Что такое «бад»? – вслух задавались вопросом при наших встречах бадьельцы. – Нет такого слова в коми языке. Такой корень вроде как отсутствует и в русском. Правда, есть в английском языке. Помните, как переводится? «Страшный». Так-то вот кто-то с нашими ивами безжалостно обошелся, из названия деревни вырубил».*
Еще одна «страшная» история поджидала нас на месте недавнего взрыва. Чтобы увидеть его, пришлось вскарабкаться на возвышенность, с которой все село как на ладони. Эти открытые высокие места в середине XVIII века и прельстили первозасельщиков. На многие километры расчистили они пожни, стали хлеб выращивать. Злаки на этих угорах созревали отменно, а самое главное – никогда не замерзали. Со временем жнивье заросло, пришло в запустение. А в начале 90-х годов прошлого века власти республики решили вдохнуть новую жизнь в Бадьельск. Почему выбор чиновников пал на эту деревню, история, как говорится, умалчивает. На продуваемом ветрами Бадьельском угоре появились строители, завезли кирпич, начали возводить каменные объекты. В одной из новостроек предполагалось обустроить школу. Школу не абы какую, а современную, с бассейном. Как говорится, гладко было на бумаге... До ума храм знаний так и не довели, с годами долгострой превращался в развалины. А недавно его пришлось взорвать. Теперь на месте неосуществленных надежд зияет наполненная водой воронка, обрамленная грудами битого кирпича.
Но по-настоящему страшный взрыв потряс Бадьельск в конце 60-х годов ХХ столетия. Вернее, это была серия взрывов, которые чуть не лишили бадьельцев насиженного веками места. Именно эта усть-куломская деревушка больше других населенных пунктов республики пострадала от испытаний ракетного оружия на космодроме «Плесецк». Три раза с небольшим интервалом жителей деревни – около 500 человек – спешно грузили на подвернувшийся транспорт и эвакуировали в безопасное место. Сами бадьельцы сейчас с улыбкой вспоминают об этом «безопасном» месте. Ведь от греха подальше их увозили всего за девять километров, в соседнее Помоздино. Тогда не принято было задавать вопросы наезжавшим в деревню после взрыва военным. Ходили слухи, что на Бадьельск падали ступени ракетоносителей спутников, по каким-то причинам изменивших траекторию движения. Слава Богу, на деревенских улицах ни одна из них не взорвалась, упали в соседнее болото. У жителей же деревни лишь посуда из шкафов попадала, трубы над крышами снесло, потрескались печи. Все это списали на издержки растущей оборонной мощи страны и продолжили жить дальше.
Остановилось время
На облике многих сел время притормозило свой бег, оставляя осколочки, детали ушедших эпох. В Бадьельске, можно сказать, время остановилось. Ну где еще можно увидеть столько старинных тесовых крыш, могучих двухдверных амбаров, сразу несколько общественных складов-мангазей, *** поднятых без единого гвоздя? Рассказывали, как недавно заезжали в эту глухомань американцы, а затем чех, и не могли надивиться, каким образом в Бадьельске уцелело то, что должно было неминуемо исчезнуть. Наверняка они имели в виду и бревенчатые лестницы-взвозы, по которым раньше в высокий сарай поднималась лошадь с поклажей. А может, непривычные столбы-подпорки, которые имеют многие здешние дома. Лишь в Бадьельске до сих пор в ходу и деревянные дверные петли. Мы видели такие приспособления из сучковатых деревьев и в старом доме, и в почтенном по возрасту сарае. Смотрели и удивлялись.
Впрочем, слава Бадьельска, где неведомым образом сохранилось то, что в других уголках давно потеряно, тянется за деревушкой исстари. Еще в начале ХХ века – в 1906 году – по заданию этнографического отдела Русского музея в Коми край приехал студент Петербургского университета, будущий ученый Сергей Сергель.** Добравшись до Верхней Вычегды, исследователь поинтересовался, где он может окунуться в седую древность, понаблюдать веками сложившийся уклад, познакомиться с ремеслами и промыслами. Ему посоветовали ехать в Бадьельск. Тут петербуржец и прожил несколько месяцев, проделав огромную работу: описал строения, написал отчет о своем пребывании, а по сути занимательную книгу «В Зырянском крае», запечатлел на фотопластинки здешних жителей и их быт, сделал множество рисунков, собрал этнографическую коллекцию.
Страницы книги Сергеля пронизаны теплотой и большой симпатией к жителям Бадьельска. На постой его определили в семью Уляшевых. Хозяином дома был Терентий Иванович Уляшев. «Терентий смотрел неторопливо и зорко, на голове имел шапку черных волос и черную же бородку и всегда работал. Не работал лишь тогда, когда ел или спал. Ел мало, водки совсем не пил...» Такую характеристику дал ученый хозяину дома. А вот как запечатлел он охотничьи угодья жителей Бадьельска, определившие и их мироощущение: «Этот отшельнический охотничий хуторок был очень привлекателен. Воздух был на диво чист и свеж. Всплеснувшая рыба пустила по тихой воде ряд разбежавшихся кругов. Здесь полно ощущалась нетронутая могучая природа. Ее спокойные красота и мощь приводили в равновесие внутренний мир человека».
К XXI веку в первозданном виде остались разве что деревенские постройки. Видно, были сработаны на совесть. Окружающая природа, как и везде, сильно изменилась, поредела, иссякла. Обезлюдел и Бадьельск. Коллективное хозяйство пока держится, но только уже на волоске. ****
Печальная участь постигла и ученого, который побывал здесь еще до революции. В начале 30-х годов следы Сергеля обрываются, его коллеги-ученые до сих пор не знают, где он закончил свои земные дни. Скорее всего, был репрессирован, погиб. Почти на столетие в Зырянском крае забыли и его труды, пока в конце 90-х работа «В Зырянском крае» не вышла в свет отдельной книгой со множеством уникальных фотографий. Самое поразительное: дорогу книге пробили не ученые, а сами жители Бадьельска.
На круги своя
...Александр Игоревич и Нина Афанасьевна Уляшевы встречают нас на середине деревенской улицы, ведут к своему дому. «Опять соседи скажут, медом что ли дорога к вашей избе намазана, все приезжие только к вам и идут», – с улыбкой говорит Нина Уляшева. Дом, в котором они живут, уже разменял девятый десяток. Но все аккуратно отремонтировано, обустроено так, как бывает не во всех новостройках. Во дворе – старый амбар на курьих ножках, новая баня с тремя секциями и рябина, усыпанная красными гроздьями.
Возвращение на круги своя – в отчую деревеньку – для супругов Уляшевых было непростым и долгим. Родились они в то время, когда деревенских жителей повсеместно заманивали к себе города и поселки. Александр Уляшев появился на свет в соседнем поселке Диасерья, куда в Вольский леспромхоз подались на работу из Бадьельска его родители. После школы – армия, Афганистан, учеба в Пермском пединституте, работа учителем в школе, инженером в совхозе, проба сил в бизнесе...
Первым побудил интерес к своим корням армейский товарищ из Североуральска. Узнав, что Александр – сын и внук коми охотников, обрадовался, даже растрогался. Рассказал, что занимается туризмом, часто бывал по обе стороны Урала, где много охотничьих угодий и изб у коми. Уралец всегда поражался опрятности их жилищ, запасу дров и харчей, которые непременно имелись в каждой избушке. Но ни разу лицом к лицу с коми охотниками встретиться не довелось. И лишь теперь, в армии, увидел воочию. Потом они подружились, сделались неразлучными на все время службы.
Вторым человеком, который открыл Александру красоту и своеобразие малой родины, тоже стал человек не местный. Это упомянутый ученый Сергей Сергель. Оказалось, что в бытность в Бадьельске он жил у предков Александра, а работяга Терентий Иванович – его прадед. ***** Работы и фотографии Сергеля супруги открыли случайно в фондах Национального музея РК. Написанное вызвало восторг. А старые снимки они готовы были рассматривать бесконечно, по облику узнавая предков нынешних бадьельцев. Какое еще коми село могло похвастаться таким обилием дореволюционных фотографий, по которым можно было почувствовать ритм крестьянской жизни век назад! С этого же времени Уляшевы твердо решили перебраться жить в Бадьельск. Присмотрели там дом, Александр устроился работать заведующим клубом, Нина – библиотекарем.
Философия Уляшева
Деревенская жизнь одновременно окрылила и оглушила. Ведь супруги пришли сюда не дачниками, не соглядатаями. Сразу же принялись хоть как-то улучшать ее, облагораживать. В клубе заработали кружки и секции. В библиотеке появился музей. Тогда же началась «эпопея» по изданию книги С.Сергеля. Александр Игоревич говорит, что снова первыми откликнулись не свои, не местные, помогли средствами. Предисловие к новинке написал сам Уляшев. Помогли и сотрудники питерского музея этнографии, предоставив энтузиастам из Бадьельска статью о жизни и творчестве Сергеля. На презентацию в Бадьельск съезжались именитые гости. Теперь эта книга есть во всех библиотеках республики.
Но на этом исследования Уляшевых не завершились. Опять же случайно они узнали, что в Санкт-Петербурге имеются и другие работы Сергеля. Прошлым летом супруги съездили в город на Неве, встретились с музейщиками, узнали, что здесь хранятся фотографии, сделанные ученым в Коми крае. Питерскими учеными подготовлена толстая монография, посвященная 100-летию первой этнографической экспедиции Русского музея в Коми край. Все ее страницы посвящены деятельности Сергеля. Теперь Александр и Нина думают над тем, чем и как может помочь Республика Коми, чтобы это издание поскорее увидело свет, а часть его тиража поступила в наши магазины.
Интерес к прошлому у Уляшевых не праздный. Опыт прошлого, по их мнению, сбрасывать со счетов не стоит, он еще пригодится. Но нынешнее бытие диктует и новые условия. За несколько лет жизни в Бадьельске Александр Уляшев стал «по совместительству» и экономистом, и аналитиком, и философом. Недавно в журнале «Арт» увидела свет его статья с интересными размышлениями о возрождении коми деревни. Удивляет знание автором мирового опыта, особенностей ведения сельского хозяйства в разных странах и регионах. Интересны его размышления и о социальной солидарности, артельности, которые, по его мнению, могут вывести северное село из трясины проблем. Немало положительного, на его взгляд, накопили и созданные до революции земства. Например, в 1912 году в земских аптеках Усть-Сысольского уезда часть лекарств выдавалась по льготным(!) рецептам. Или такой небезынтересный факт: Яренское и Усть-Сысольское земства в 1872 году через суд востребовали у государства как собственника выплату налога на лесные угодья, а также выплату рентных платежей за природные ресурсы в пользу земств. Эти средства шли на обустройство школ, библиотек, больниц. Государство исправно платило эти деньги вплоть до Октябрьского переворота.
Перечислить все, над чем размышляет и что волнует Александра Уляшева, не хватит места. Можно лишь подытожить, что в окружающей его жизни нет ничего, что бы он не обмозговал, о чем не написал. Жаль лишь, что размышления философа из Бадьельска пока в нашей республике доступны немногим.
Заветный причал
Маленькая деревня продолжает удивлять на каждом шагу. Стоило пробыть здесь всего несколько часов, как в блокноте уже тесно от ярких явлений и деталей, а также судеб разных людей. В Вологодской губернии всего два человека удостаивались за ратные подвиги всех четырех Георгиевских крестов. Один из них – бывший житель Бадьельска Егор Ефимович Уляшев. ****** Нам показали его дом, давно уже необитаемый. А у его бывших соседей висит фотокарточка, на которой житель Бадьельска заснят при всех регалиях: четырех «Георгиях» и восьми медалях. Егор Уляшев прославился еще в Русско-японскую войну. Рассказывают легенду, как его взвод попал в плен. Увидев окружавших японцев, солдат из Бадьельска не сплоховал: схватил из кучи сложенного оружия ружье со штыком – и давай бежать. Японцы погнались следом. Наседавших он поддевал на штык и бросал через плечо. Увидев такое, остальные поотстали, прекратили стрельбу, цокая языками в знак восхищения невиданной доблестью. И дали отчаянному солдату убежать от заведомого плена.
Ценивший больше всего свободу и рассчитывавший лишь на свои силы, Егор Уляшев не захотел вступить и в колхоз. За «сопротивление» у него конфисковали все его награды, а затем услали в лагерь, где он отбывал трехлетний срок. Отчаянный, мужественный человек, он ни перед кем не ломал шапку. Земляков продолжал удивлять своей смелостью. Мог за одну летнюю ночь поднять стену нового сруба. Полный георгиевский кавалер умер в годы Великой Отечественной войны. О том, чтобы сохранить могилу героя, никто тогда не позаботился.
Или как не удивиться такому факту: до приезда Уляшевых в Бедьельске вкус к литературному творчеству и краеведению имели два человека, тоже их однофамильцы. Первый, Евгений Егорович Уляшев *******, был профессиональным шофером, недавно ушел из жизни. Второй, Борис Васильевич Уляшев ********, всю жизнь работал трактористом. И сейчас без дела не сидит. В наш приход в своем домике занимался прозаическим делом – чистил бруснику. Сразу же привлекло внимание специальное устройство в виде большого сита на ножках, скользя по которому, брусника падала в ведро без единой соринки. «Ваше изобретение?» – спросили у хозяина. Он с улыбкой закивал, показав затем и другие свои самоделки.
Стоит сказать и о том, что Борис Васильевич рядом с большим деревенским домом возвел три маленьких – для себя и двух сыновей. Они чем-то напоминают описанные Сергелем в\р-керки – лесные избушки, когда-то очень полюбившиеся ему. Борис Уляшев, видимо, обосновался таким образом тоже неспроста: жизнь в маленьком домике напоминает о лесных угодьях, а уединение не мешает предаваться размышлениям. Некоторые из своих мыслей пожилой человек записывает в большую тетрадь. Хотя обнародовать их не стремится. Говорит, мол, правда глаза колет, не всякому придется по душе. Приводит в пример несколько эпизодов, виденных собственными глазами. Как в 40-е годы председатель колхоза на скакуне выезжал ловить голодных детей, которые в поле собирали оставшиеся колоски. Одного мальчугана забил насмерть. Запомнились его речи, всегда торжественные, пафосные. Слушать их бывало невыносимо. Поэтому, видимо, и подавался Борис Васильевич из колхоза в леспромхоз. Но родная сторона все-таки перетянула. И он об этом не жалеет.
Закончить заметки о путешествии в Бадьельск хочется еще одним удивившим нас фактом. Эта деревня стоит вдалеке от реки. Но напротив дома Александра Уляшева лежит большая деревянная лодка. Как она здесь очутилась? Хозяин дома говорит, что привез с собой из поселка: «Пусть лежит как память о прежней жизни». Лодка воспринимается как символ жизни – плавания по бурному морю. Рано или поздно она обязательно причалит к берегу, и было бы хорошо, если бы этот берег оказался землей обетованной. Каким стала для семьи Уляшевых деревня Бадьельск.
Анна СИВКОВА.
Фото Уляшева В. и Уляшева А.
Усть-Куломский район
* Фото "Въезд в деревню".
** https://badelskkomi.webff.ru/viewtopic.php?id=86
*** Фото сохранившегося зернового склада
**** В 2008 г. засено всего 17 гектар, 10 % от сельхозугодий в окрестностях д. БАДЬЁЛЬСК. Картофель вообще не "сажали". Глава республики Коми подписал документ о запрете торговать картофелем на вывоз с Усть-Куломского иКорткеросского районов ("Сёй, но эн вузав" - газета "Коми Му" от 07 июня 2008 г.)
***** Фото сохранившегося дома.
****** https://badelskkomi.webff.ru/viewforum.php?id=28
******* https://badelskkomi.webff.ru/viewtopic.php?id=40
******** https://badelskkomi.webff.ru/viewforum.php?id=27
http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/2104
Отредактировано abukomi (07.07.2008 22:26:54)