А. Ф. РАКИН, бывший помощник начальника политотдела 28-й стрелковой дивизии по комсомольской работе
ПО ЗОВУ РОДИНЫ
22 июня 1941 года. Этот день навсегда останется в моей памяти. Было воскресенье, но в обкоме комсомола не умолкал шум. На очередной пленум со всех районов республики съехались члены и кандидаты в члены обкома. Я работал тогда первым секретарем Коми обкома ВЛКСМ, и дел было, конечно, много. Еще до 11 часов у меня побывали все члены бюро обкома, многие секретари райкомов. Все мы были "веселы, бодры, жизнерадостны. Помнится, Вася Ветошкин — секретарь обкома комсомола по пропаганде вышел из-за стола, открыл настежь окно и, глядя и голубое небо, сказал:
- Эх, теплынь-то какая! В такой день хорошо бы совершить культпоход на пароходе на наши запани, поработать и искупаться! Да-а...
Пленум открывался после обеда, и мы начали уже расходиться по домам, как вдруг из репродуктора послышался голос диктора: «Через несколько минут слушайте важное правительственное сообщение... Через несколько минут слушайте...» Сразу же прекратились смех и шутки, лица у всех стали строгими. Мы поняли, что в жизни страны, советских людей случилось что-то серьезное.
В безмолвной тишине мы слушали сообщение правительства: в четыре часа утра гитлеровская Германия вероломно напала на нашу страну. Военные действия начались по всей нашей западной границе, фашистские самолеты бомбили многие мирные советские города.
Трудно передать те чувства, которые охватили каждого из нас. У всех сжимались кулаки. Было тревожно, и в то же время хотелось поскорее попасть в действующую армию, чтобы лично схватиться с фашистскими захватчиками. По рекомендации обкома партии повестка дня нашего пленума была несколько изменена. Первым вопросом обсудили «О задачах комсомольцев и молодежи в связи с начавшейся войной».
Решение было кратким:
«...Мы, комсомольцы, собравшиеся на очередной пленум ОК ВЛКСМ, выражаем бурю негодования и презрения к зарвавшемуся врагу. Мы глубоко возмущены коварством и наглостью кровавой фашистской клики. ...Мы, комсомольцы и молодежь, даем слово нашей великой Родине, что с честью выполним любое задание партии и правительства. Будем бороться за успешное выполнение всех хозяйственных задач республики: по добыче нефти, каменного угля, по строительству северной железнодорожной магистрали, уборке урожая, по заготовке и сплаву леса».
Пленум решил считать всю комсомольскую организацию республики мобилизованной для отпора врагу.
Вечером члены обкома ВЛКСМ пошли по комсомольским организациям Сыктывкара проводить митинги. В военкоматы и комсомольские органы от комсомольцев и молодежи поступили сотни заявлений о немедленной отправке на фронт. А через пять дней столица республики провожала на фронт первую большую группу своих лучших сынов.
Спустя некоторое время пришел и мой черед. Морозным декабрьским днем 1941 года семья и друзья по работе проводили меня в Красную Армию.
Отредактировано Vladimir (06.05.2010 08:17:20)