ПУТИ-ДОРОГИ 28-Й НЕВЕЛЬСКОЙ
Дивизия, о которой пойдет речь, стала формироваться в декабре 1941 года в одном из городов Архангельской области. Уже к январю следующего года сюда прибыли почти все офицеры. Первым ее командиром стал подполковник Григорий Иванович Шерстнев. Большинство бойцов, командиров и политработников прибыло в дивизию из Архангельской, Вологодской, Кировской областей, но более одной трети ее личного состава были выходцами из Коми АССР. Среди них были и офицеры. Так, председателем Военного трибунала дивизии был назначен Александр Дмитриевич Рубцов, комиссаром 3-го батальона 88 стрелкового полка стал капитан Алексей Кириллович Шутов, помощником начальника политотдела дивизии по комсомольской работе - Анатолий Федорович Ракин - бывший первый секретарь Коми обкома ВЛКСМ. Важно отметить и то, что 134-й медико-санитарный батальон дивизии почти полностью был укомплектован медицинскими кадрами, работавшими ранее в нашей республике. Главным хирургом медсанбата был утвержден Иван Иванович Чебанов, в должностях средних медработников трудились Николай Васильевич Серебреников, Лидия Степановна Шустикова (Кутькина), Иван Афанасьевич Кутькин и другие.
Активное участие в формировании дивизии принимали партийные и советские органы. Но не прерывалась связь и с Коми обкомом ВКП(б). При его содействии подразделения дивизии регулярно получали новые пополнения личного состава и республиканские газеты "За новый Север" и "Ворлэдзысь", художественную литературу на коми языке. Велась переписка с предприятиями, колхозами, учреждениями. Бойцы получили немало продовольственных посылок, а также теплой одежды и обуви. Эти связи сохранились и после ухода соединения на фронт.
Когда формирование дивизии было завершено, в торжественной обстановке был оглашен приказ Наркома обороны о присвоении ей наименования 28-я стрелковая. Это был символический номер. Еще в годы гражданской войны так называлась прославленная дивизия, которой командовал в те годы легендарный герой гражданской войны Владимир Азин.
Тогда эта дивизия вписала в историю освободительной войны на Восточном и Южном фронтах, на Северном Кавказе немало славных боевых страниц. Три года она упорно сражалась с врагами молодой Советской республики. Ее тогда по боевым подвигам знали, как 28-ю Железную, Горскую, Царицынскую стрелковую дивизию. В ее рядах принимали участие в боях будущий маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, а также многие командиры, ставшие позднее видными военачальниками Красной Армии. В их числе надо назвать генерала армии Н. Ф. Ватутина, начальника штаба 2-го Прибалтийского фронта генерал-полковника Л. М. Сандалова. Разумеется, командиры и политработники рассказывали нам - новобранцам о боевых традициях этого славного соединения. Это воодушевляло личный состав.
Воины вновь сформированной дивизии в годы Отечественной войны приумножили ее славу. Дивизия прошла трудный ратный путь, начав его в Архангельской области, а завершила его в г. Бухаресте. Боевой путь она прошла в составе 90 и 100-го стрелковых корпусов, подчинявшихся в разное время 3-й и 4-й ударным армиям и 22-й армии в составах Калининского и 2-го Прибалтийского фронтов.
12 марта 1942 года личный состав соединения принял военную присягу, и комиссия Архангельского военного округа после инспекторской проверки признала дивизию боеспособной и готовой к отправке на борьбу с врагом. Уже 9 апреля, погрузившись в железнодорожный состав, первым отбыл к месту назначения 88-й стрелковый полк, а вслед за ним остальные - 144-й, 235-й стрелковые и 112-й артиллерийский полки, а также другие подразделения. 24 апреля дивизия прибыла к месту назначения в состав 3-й ударной армии Калининского фронта, заняв позиции пока во втором эшелоне. В подразделениях совершенствовалась боевая выучка личного состава.
Летом 1942 года немецкие захватчики, сосредоточив на южном направлении советско-германского фронта большие силы, развернули крупное наступление. Противнику удалось выйти к Волге. На северо-западе же страны войска ряда фронтов, в том числе и Калининского, в тяжелых условиях вели боевые действия, пытаясь сковать как можно больше вражеских сил с тем, чтобы не допустить их переброски на юг и тем самым оказать действенную помощь защитникам Сталинграда и Северного Кавказа. К концу июля все подразделения 28-й стрелковой дивизии уже были на переднем крае, а 23 августа вступили в бой с противником на ближних подступах к г. Великие Луки, приняв здесь боевое крещение.
Во второй половине ноября 1942 года по указанию Ставки Верховного Главнокомандования началась подготовка к Великолукской наступательной операции. План по окружению и разгрому немцев в г. Великие Луки был разработан в штабе 3-й ударной армии с учетом замечаний генерала армии Г. К. Жукова и утвержден Военным Советом Калининского фронта. Одна из самых трудных задач (штурмом взять Ступинскую высоту) выпала на долю 88-го стрелкового полка нашей дивизии. Названная высота находилась в 25 километрах южнее Великих Лук. Узел сопротивления немецких войск состоял из многочисленных ходов сообщений, убежищ, дзотов и дотов, в несколько рядов были устроены проволочные заграждения. На многих участках нейтральной полосы обороны были минные поля, имелись и противотанковые сооружения.
На участке обороны, занимаемом войсками Калининского фронта, эта высота считалась ключевой. Ее не раз пытались наши войска взять прямой атакой или обходным маневром. Но все было безуспешно. Противник крепко держал оборону: высота прикрывала не только узел стратегических шоссейных дорог, но и железную дорогу Великие Луки-Невель.
24 ноября 1942 года войска 3-й ударной армии начали операцию с разведки боем. На следующий день в наступление пошли главные силы, в том числе и 28-я стрелковая дивизия. Но уверенные в неприступности своих оборонительных сооружений, немцы отчаянно сопротивлялись, а получив подкрепление, бросались даже в контратаки. На отдельных участках дело доходило до рукопашных схваток. Отважно сражалась рота автоматчиков, которой командовал офицер Петр Лутохин. В этом подразделении служило много бойцов из Коми АССР: Петр Поздеев, Геннадий Самодуров, Федор Дуркин, Александр Юркин, Григорий Осташев и другие.
В том тяжелом бою отличился устьцилемский парень Григорий Осташев. Он уничтожил и взял в плен около двух десятков гитлеровцев. Григорий во время штурма одного участка высоты первым ворвался во вражеский блиндаж, штыком заколол двух немецких пулеметчиков, расстрелял минометный и пулеметный расчеты, гранатой подорвал офицера, двух радистов... Когда бой завершился, Осташев собрал оружие убитых и доставил эти трофеи в свое подразделение. О подвиге нашего земляка заговорили во всех частях 3-й ударной армии.
В настоящем коротком сообщении нет возможности подробно описать бои за взятие нашей дивизией ключевой в обороне немцев Ступинской высоты. Но память о воинах, проявивших мужество и отвагу при штурме высоты, жива. К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне о подвиге 28-й Невельской краснознаменной дивизии в память в овладении Ступино-Пореченским узлом сопротивления Великолукский райком КПСС установил на Ступинской высоте большую мемориальную доску.
...Напряженные бои развернулись за взятие г. Великие Луки. В трудных для наступления условиях лесисто-болотистой местности наши войска прорвали оборону противника и 29 ноября окружили немецкую группировку. Перебросив на помощь окруженным несколько соединений, гитлеровцы предприняли попытку деблокировать окруженные в городе войска. Бои продолжались здесь целый месяц, но соединиться с окруженной группировкой противник так и не смог. 17 января 1943 года 7-тысячный гарнизон немецко-фашистских войск был разгромлен и город Великие Луки после упорных уличных боев освобожден. За участие в освобождении г. Великие Луки в числе других 28-я получила благодарность от Верховного Главнокомандующего, а 112 артиллерийский полк дивизии был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
По замыслу Ставки Верховного Главного командования войска 3-й и 4-й ударных армий должны были прорвать вражескую оборону и стремительным ударом захватить город Невель. Используя прилегающую к городу лесисто-болотистую местность с большим количеством озер, противник построил здесь сильную, глубоко эшелонированную оборону. Операция началась 6 октября. Бои сразу приняли ожесточенный характер. Уничтожая один за другим опорные пункты противника на подступах к городу, наши войска к утру 7 октября освободили его и продолжали наступать. За двое суток они продвинулись на 25-30 километров от Невеля.
Чтобы остановить наступление наших войск, немецкое командование перебросило с других участков фронта в направлении Невеля пехотные части и одну танковую дивизию, а также авиацию. Развернулись упорные бои, но противнику не удалось вернуть утраченные позиции. В боях за Невель было много примеров, когда раненые не уходили с поля боя, продолжая до конца сражаться с врагом.
В результате этой операции советские войска сокрушили оборону противника в треугольнике Невель-Новосокольники-Великие Луки, перерезали железную дорогу Дно-Витебск, связывавшую немецко-фашистские группы армий "Север" и "Центр", создали условия для наступления на Полоцком и Витебском направлениях.
Родина высоко оценила действия 3-й ударной армии. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 7 октября 1943 года все соединения, успешно участвовавшие в боях при освобождении Невеля, в их числе и 28-я стрелковая дивизия, были удостоены почетного права называться Невельскими. 7 октября Москва салютовала доблестным воинам, освободившим этот город, 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий. В приказе в числе особо отличившихся соединений и частей называлась и 28 стрелковая дивизия, которой командовал тогда полковник Михаил Фомич Букштынович.
После освобождения Невеля боевые дороги соединений дивизии пролегли в юго-западном направлении. Совершив длительный трудный марш, они вступили на территорию Белоруссии. Сосредоточившись под Полоцком, дивизия 1 июля 1944 года вступила здесь в бой. Освобождение Полоцка - тоже одна из ярких страниц в истории нашей дивизии. Здесь невельцы совершили немало героических подвигов. Так, пулеметчики 144-го полка Д. И. Жарков и А. М. Шахов уничтожили около 50 гитлеровцев. Храбро сражались в боях с врагом многие подразделения и даже связисты.
4 июля 1944 года город Полоцк нашими войсками был освобожден. За проявленные отвагу и мужество боевыми орденами и медалями была награждена большая группа. командиров и бойцов, в их числе автор настоящей статьи. А наша дивизия за освобождение этого города получила третью благодарность от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. А вскоре за образцовое выполнение заданий командования и особенно освобождение территории Латвии и проявленную доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года 28-я Невельская стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени. Личному составу соединения была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего.
В последующем дивизия участвовала в операции по освобождению других территорий Прибалтики. Ее боевой путь к победе продолжался.
После жестоких сражений с захватчиками дивизия форсировала реки Огре и Ауце. Ускоренным маршем выйдя юго-западнее Митавы, участвовала в развитии прорыва обороны противника северо-восточнее г. Добеле. Шел уже 1944 год. Немецкое командование, оперативно сосредоточив на этом участке до трех дивизий, бросило в середине октября свои соединения в контрнаступление, обрушив перед этим на наши войска, в том числе и на подразделения 28-й дивизии, шквал артиллерийско-минометного огня. Но невельцы, как и их соседи, в этих боях не только устояли, но и отбили врага.
В середине ноября 1944 года боевыми операциями дивизии командовал вновь назначенный полковник Александр Дмитриевич Корнилов. Уже в первых боях офицеры и сержанты в нем увидели талантливого военачальника. Это был по-настоящему закаленный в сражениях офицер, неоднократно раненный. А за подвиги и мужество он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени и другими.
В последующем Невельская вела упорные и тяжелые бои по блокированию вражеской группировки в Курляндии, прижатой к морю. В феврале победного 1945 года эти вражеские части были окончательно отрезаны от Восточно-Прусской группировки. Перед войсками 2-го Прибалтийского фронта, в составе которого была и 28-я СД, а также Краснознаменный Балтийский флот, Ставка Верховного Главнокомандования поставила задачу - не допустить ухода от преследования блокированную Курляндскую группировку. На полуострове, между Балтийским морем и Рижским заливом, к этому времени оставалось еще до 30 пехотных дивизий противника численностью около 300 тысяч солдат, офицеров и генералов. Бои по сковыванию и уничтожению гитлеровских войск были очень тяжелыми. Противник в феврале и даже в марте последнего года войны все еще пытался улучшить свое положение, яростно бросался в атаки. Немцы не оставляли надежды уйти морем в Северную Германию, но осуществить это им не удалось. Войска 1, 2 и 3-го Прибалтийских фронтов сорвали попытки врага к отступлению. В столь сложной и трудной операции 28-я стрелковая дивизия успешно выполнила поставленные ей командованием армии и фронта задачи...
Завершая небольшой рассказ о боевом пути 28-й Невельской, следует вспомнить добрым словом и других командиров, которые в годы войны вели ее соединения по фронтовым дорогам. Это были талантливые военачальники: полковник С. А. Князьков, генерал-майор М. Ф. Андрющенко, полковник В. П. Федоров.
...В начале апреля 1945 года нашу дивизию вывели из боев в район г. Добеле на отдых. Однако 16 апреля ее части были погружены е железнодорожные эшелоны и отправлены в южном направлении. Вскоре наши соединения прибыли в румынский город Бухарест. Выгрузились в километрах 60 от этого города, в так называемом "Королевском лесу", разбили лагерь. Здесь же мы встретили День Победы. В первых числах июля поступил приказ о возвращении нашей дивизии на Родину. В населенные пункты и города невельцы входили торжественным маршем с развернутыми боевыми знаменами. И всюду нас, победителей, встречали ликующие толпы людей.
Закончились бои с немецкими оккупантами. В ходе сражений немало полегло на полях брани наших земляков. Они захоронены на землях Псковской области, в Белоруссии, Прибалтике и других регионах, где наши побратимы скончались от ран в госпиталях.
Особо хотелось бы отметить подвиг нашего земляка, уроженца пос. Кажым (ныне Койгородский район) капитана Алексея Кирилловича Шутова. 27 ноября 1942 г. 28 воинов под его командованием защищали один из участков обороны 88 стрелкового полка нашей дивизии в районе с. Полибино. Немцы большими силами атаковали обороняющихся. И когда силы были на исходе, защитники вызвали на себя артиллерийский огонь наших батарей. Почти все храбрецы там погибли. Вместе с ними было уничтожено и немало наступавших гитлеровцев.
Немало достойно сражавшихся защитников Отечества возвратилось и к родным очагам. Все они, включившись в мирную жизнь, внесли заметный вклад в развитие экономики и культуры родной республики. Среди них надо назвать майора Ивана Ивановича Чебанова. Он вернулся на работу в Коми республиканскую больницу и стал ведущим хирургом республики. Возвратился с войны и майор Анатолий Федорович Ракин. Он длительное время работал в партийных органах республики. Я оформился киномехаником в с. Ыб Сыктывдинского района.
В органах прокуратуры продолжали работу майор юстиции Александр Дмитриевич Рубцов и старший лейтенант Юрий Алексеевич Шибаев, а капитан Григорий Савельевич Осташов стал работником Зеленоборского леспромхоза. В лесную промышленность определился и бывший радист, ст. сержант Александр Николаевич Мишарин.
В медицинские учреждения города пошли на работу бывшие фронтовики Анна Ивановна Корнаухова (Елькина) и Елизавета Алексеевна Кислякова (Попова).
Бывший разведчик ст. сержант Александр Тихонович Габов стал трудиться на ниве кинофикации. Бригадиром по ремонту и строительству дорог в столице стал бывший радист, ст. сержант Константин Ефграфович Селиванов. Словом, сотни невельцев наших земляков после возвращения на родину стали трудиться в различных отраслях народного хозяйства.
Память о побратимах - воинах 28-й Невельской краснознаменной стрелковой дивизии нетленна.
Общественный совет ветеранов нашей дивизии выражает сердечную благодарность общественной редколлегии Книги памяти Республики Коми за работу по уковечению памяти невельцев как павших в боях, так и возвратившихся с войны. Сотни их имен увековечены в изданном восьмитомнике Книги памяти Республики.
Совет ветеранов благодарит также поэта В. Тимина и ныне уже покойного композитора Я. Перепелицу за создание песни о нашей дивизии, в которой есть такие строки:
Невель, Невель!
Озер голубых сторона.
Невель, Невель!
Нелегкое дело война.
Седых ветеранов
Дивизии Невельской
Помнит родная страна.
И. П. Конюхов,
председатель совета ветеранов 28-й
Невельской краснознаменной дивизии,
бывший командир отделения связи
88 стрелкового полка
Книга Памяти Республики Коми
http://www.kp.rkomi.ru/
Ветераны 28-й Невельской Краснознаменной стрелковой дивизии.
Слева (сидят): А.Ф.Ракин, Н.В.Попов, И.П.Конюхов, А.И.Горбунов, А.А.Карнаухов;
стоят (слева): Н.В.Распутин, П.Н.Богданов, К.Е.Селиванов, Е.А.Кислякова, А.Н.Мишарин, Д.П.Казаринов, С.И.Лобанов
Отредактировано Vladimir (05.05.2010 08:15:44)