Гелий КЛЕЙМЕНОВ
ФИННО-УГРЫ
Согласно современным научным данным, народы, говорящие на финно-угорских языках, живут в Европе уже около 7 тысячелетий. Лесные просторы между Волгой и Уралом были древней родиной финно-угров, расселившихся по свету в четвертом-третьем тысячелетии до нашей эры. Глубокая древность финно-угров и единые истоки финно-угорских и индоевропейских племен подтверждаются исследованиями археологов по материалам раскопок Северной Европы (Nunez 1997), а также результатами антропологических и генетических исследований (Niskanen) и выводами языковедов (Pustay 1997; Wiik 1997; Kunnap 1997). Интерес представляют исследования профессора Унто Сало о единых истоках мифологии древних финноязычных народов и индоевропейцев (Salo 1997). Профессор Куости Йулку, изучив различные взгляды, приходит к выводу о более древних корнях финно-угров по сравнению с индоевропейскими народами (Julku 1997).
Древнейший этап развития финно-угров проходил в рамках единой уральской общности. Наиболее вероятной прародиной этих народов исследователи называют области Приуралья, Западной Сибири близ Урала или более обширные районы (Хайду 1985, с. 159; Халиков 1969, с. 386; Veres 1991 и др.). Время существования единой прародины уральских народов условно можно датировать V–IV тысячелетие до нашей эры. Имеются предположения, согласно которым уральская общность распалась на две части еще в середине IV тысячелетия до нашей эры. Восточные группы, предполагаемые предки самодийцев, отошли к Енисею, а западные группы смешивались с местным населением и образовывали финно-угорскую общность на территориях рек Волги и Камы, Урала и Зауралья.
На рубеже III–II тысячелетий до нашей эры наблюдался значительный сдвиг финно-угорского населения из Прикамья и Приуралья в бассейн Оки. Возможной, причиной этого движения стал уход индоевропейцев с этих территорий на юг. Распространение финно-угров на запад и север на освободившиеся земли шло как по Волге, так и по северным рекам до Белого моря. В Зауралье в ту же эпоху продолжался процесс формирования угорской ветви, которая окончательно сложилась в начале II тысячелетия до нашей эры. Это означало распад древнейшей финно-угорской общности на угорскую и финно-пермскую ветви. Продвигаясь на Каму и Среднюю Волгу, предки финно-пермских народов образовали здесь общность, которая идентифицируется с носителями урало-камской культуры гребенчатой керамики. Для населения этой обширной территории были характерны общие черты в культуре: прямоугольные жилища, керамика с гребенчатым штампом и ямочным рядом по горлу сосудов.
По мере продвижения на запад прафинны впитывали в себя оставшиеся индоевропейские аборигенные группы, сыгравшие впоследствии заметную роль в формировании западных прибалтийских финнов. Волосовская культура, развиваясь на основе камско-уральской, в процессе распространения на новые территории усложняется и обогащается: появляются плоскодонные сосуды, более сложные формы гребенчатого орнамента на керамике, изображения птиц на глиняных сосудах, становится известным литье меди, встречаются первые изделия из металла. Одновременно формируются различия между восточными и западными областями волосовской культуры, которые в конечном итоге выливаются в образование самостоятельных, хотя и родственных в силу единой основы, культур — поздняковской и приказанской. Поздняковское население во II–I тысячелетиях до наше эры концентрируется на Оке, Клязьме, Костроме и Верхней Волге. Позднее на основе поздняковской культуры с участием индоевропейцев и мигрантов с востока и юга формируются финно-угорские культуры, дьяковская и городецкая раннего железного века. Прямыми потомками этих народов являются марийцы, мордва, мурома, меря. Поздняковские племена продолжали широкую экспансию на запад, в районы Прибалтики.
Приказанская культура заняла на рубеже II–I тысячелетий до нашей эры районы среднего Поволжья, бассейн Камы, распространившись постепенно на юг, в бассейн реки Белой. Приказанская культура явилась основой формирования пермских народов: коми и удмуртов. «В результате продвижения финно-угров на запад и север, — пишет П. Хайду, — путем слияния с местными индоевропейскими культурами создалось этническое родство населения лесной полосы между Восточной Прибалтикой и Уралом». К востоку от Урала на огромной территории Западной Сибири продолжали расселяться угорские и угро-самодийские племена.
На обширной территории образовались различные расово-антропологические группы. Главный признак различий в этой финно-угорской общности — ослабление монголоидности с востока на запад. Естественно, что наиболее дифференцированными в этом отношении оказались крайние восточные (волго-уральские) и крайние западные (балтийские) группы. В районе Среднего Поволжья и Прикамья в расовой характеристике финно-угорского населения наблюдаются как прибалтийско-финские, так и индоевропейские черты. Впоследствии это нашло отражение в особенностях антропологической характеристики удмуртов, марийцев и мордвы.
Соотношения между семействами индоевропейских и финно-угорских языков постоянно изменялось. В течение тысячелетий области, благоприятные для сельского хозяйства, переходили в руки от носителей финно-угорских языков к индоевропейцам, затем снова к финно-уграм, а с приходом балтославян вновь к индоевропейцам, что привело к вытеснению финно-угорских языков к Арктическому океану. Это перемещение лингвистических границ были результатом, как переселения народов или миграции, так и лингвистической диффузии, то есть освоение финно-угорскими народами господствующих на определенной территории индоевропейских языков и ассимиляции народов. Процесс этот происходит и в настоящее время, — большинство людей, владеющих коренными, финно-угорскими языками, находится в пожилом возрасте и живет в сельской местности, а городское население и молодежь отдают предпочтение русскому языку.
В культуре финно-угорских племен, живших в лесной полосе в первом тысячелетии до нашей эры, большое место занимали изделия из кости и рога, а в хозяйстве многих племен значительную роль продолжали играть охота и рыболовство. Но наряду с охотой развивалось домашнее скотоводство и подсечно-огневое земледелие. Культура раннего железного века — это культура дославянского населения Волго-Окского края, и носит название дьяковской культуры, по названию села Дьяково, располагавшегося на территории Москвы между Онкологическим центром и инженерно-физическим институтом (МИФИ), где было найдено одно из первых поселений этой культуры. Близки по культуре к дьяковским племенам древние жители Эстонии и Латвии.
Дьяковская культура просуществовала более тысячи лет с VII–VI веков до нашей эры до VI–VII веков нашей эры. Древние финно-угры жили в небольших поселениях на высоких берегах, прорезанных по сторонам глубокими оврагами. Поселение укреплялись валами и рвами, ставились деревянные стены из массивных бревен и слег. Внутри поселения найдены круглые, овальные или четырехугольные жилища в виде землянок и полуземлянок. У жителей дьяковских поселений сложились основные отрасли домашнего производства: кузнечное, ткацкое и гончарное. Керамика сетчатого типа, украшенная оттисками рогожи, сетки и грубой ткани. Изготовляли горшки, миски, сковородки, крышки и светильники. Из кости делали черешковые и втульчатые стрелы, гарпуны, рукоятки ножей, костяные иглы и проколки, пряжки, детали конской утвари. Из железа делали топоры, кельты для рубки деревьев и обработки земли, ножи, наконечники копий, рыболовные крючки, железные пластины для доспехов, серпы, косари, кузнечные инструменты, булавки и пряжки. Железную руду плавили в поселках или за их пределами. Ткани ткали на примитивных станках с пряслицами веретен и глиняными грузиками. Финно-угры разводили свиней, крупный рогатый скот и коней. Охотились на медведей, лисиц, лося, северного оленя, барсука, кабана, зайца, птицу. На прибрежных и лесных полянах сеяли рожь, пшеницу и коноплю. В поселении Березняки около города Рыбинска в верховьях Волги обнаружили бревенчатые жилища, разделенные на мужскую и женскую половины, кузницу с кузнечными инструментами и железные крицы.
Географические названия, сохранившиеся до наших дней, являются главнейшим и одним из наиболее важных источников информации о проживании древних народов на определенной территории, наряду с археологическими данными. Лингвистический анализ топонимов и терминов убедительно доказывает, что на территории от Балтики до Урала жили долгое время финно-угры.
Древнейший пласт гидронимов связан со словом «ва», что в пермских языках означает «вода». В междуречье Оки, Волги и Камы с окончанием «ва» встречаются названия рек: Москва, Протва, Болва, Смедва, Лысьва, Шаква, Сылва, Чусовая. В верховье Днепра названий рек с окончанием «ва» не меньше: Водва, Дедва, Дрезва, Нидва, Титва и другие. Значения распространенных географических названий рек северо-запада, севера и северо-востока Русской равнины может быть объяснены с помощью финно-угорских языков, включая коми, удмуртского, марийского, манси, мадьярского (венгерского).
Лысьва — название реки, образовано сочетанием двух коми-пермяцких слов: лыс — «хвоя» и ва — «вода», то есть хвойная река.
Шаква — название реки, поселка в Лысьвенском районе, образовано словами (на коми-пермяцком); шах — «гриб» и ва, то есть грибная вода.
Сылва — название реки, от слов (на коми-пермяцком): сыл — «талая» и ва — «вода»; талая вода.
Чусовая — название реки, от слов (на коми-пермяцком) чусо — «быстрая» и «вода».
При определении родоначальников названия реки Москва и его смыслового назначения, обычно исходят из того, что гидроним легко делится на два компонента: Моск-ва, подобно названиям уральских рек типа Лысь-ва, Сось-ва, Сыл-ва, Куш-ва и другим. Окончание «ва» легко объясняется во многих финно-угорских языках, как «вода», «река» или «мокрый». В бассейне Оки, к западу от места впадения в нее Москвы-реки, известны такие гидронимы, оканчивающиеся на «ва», как Нигва, Коштва (Кожества), Болва, Измоства, Протва (Поротва), Хотва, Большая Смедва (Смедведь), Малая Смедва, Шкова (Шкава), Локнава (Большая Локнава) и некоторые другие.
Объяснить значение основного компонента «моск» не удается однозначно, так как установить точно какой из финно-угорских народов внес свой первоначальный вклад в это словообразование, и какой трансформации подверглось это названия в речи других народов.
Как показывают находки археологов, территория бассейна Москвы-реки была заселена предками финно-угорских племен еще в III тысячелетии до нашей эры. Во время раскопок было обнаружено много памятников и артефактов Фатьяновской и волосовской культур. По всему этому региону вплоть до середины I тысячелетия до нашей эры жили племена дьяковской культуры, генетически со славянами не связанной. За тысячелетия приходившие сюда разные племена финно-угорских народов вносили свои изменения в звучание и смысл названий, переданных им предшественниками.
На языке коми «моск», «моска» означает «корова, телка», то есть Москва в переводе с коми это — «коровья река» или «коровий брод, или «коровьи луга». Предположение, связывающее слово Москва со словом «моска» из языка коми, горячо поддержал известный русский историк В. О. Ключевский, что придало гипотезе особую популярность.
Географ С. К. Кузнецов, владевший многими финно-угорскими языками, предложил объяснить «моск» через мерянское слово «маска» — «медведь». Получалось, что Москва-река — это Медвежья река. На основе раскопок мерянских древностей ученым удалось установить в общих чертах границы проживания мери около тысячи лет назад. Они включают обширную территорию в верхнем течении Волги, в пределах бассейнов таких ее притоков, как Молога, Кострома, Которосль, Унжа и все междуречье Волги и Клязьмы. Слово «векса» в языке мери означило «река, вытекающая из озера». На карте бассейна Верхней Волги есть река Векса, начинающаяся в Чухломском озере. Есть река Векса, вытекающая из Галичского озера (на его берегу поныне стоит город Галич, в старину имевший в своем названии добавку — Мерский, в отличие от другого Галича — в Предкарпатье). Есть река Векса с истоками из Плещеева озера, и есть река Векса, вытекающая из озера Неро. А вологодчане знают речку Вексу, впадающую в реку Вологду недалеко от слияния последней с рекой Сухоной. Вологодская Векса тоже начинается в озере — Молотовском (или Молотьевском).
На территории, где некогда жили меряне, выделяется еще ряд характерных для их языка географических названий. Например, топонимы, оканчивающиеся на «гда». Реки с окончанием «гда» в названии есть и в соседних с Вологодской областях — в Ярославской, Ивановской и Владимирской: Вологда, Судогда, Шижегда, Шогда. Все они находятся на бывшей мерянской территории. Видимо, их тоже нужно считать частью топонимической системы этноса меря. В Ярославской области в знаменитое озеро Неро, где испокон века жили меря. Есть документальное свидетельство об укрепленном поселении «Гда» около озера Неро. Однако местные старожилы утверждают, что Гдой они называют нижнее течение реки Сары. В настоящее время меря как этнос уже не существует.
Логика исторического развития такова, что практически все народы проходят естественный цикл развития: рождение, расцвет и угасание. Период рождения новых этносов растягивается на века. Гибель происходит в относительно короткий срок. В конце 1-го тысячелетия до нашей эры на территории к югу от Финского залива от прибалтийско-финской языковой общности выделился этнос с названием «вепса» и в дальнейшем расселился на восток, к озерам Онежскому, Белому, Воже, Лача. Расцвет этноса вепся пришелся на последние века 1-го тысячелетия нашей эры, когда его название упоминается на страницах иностранных хроник, а позже русских летописей. Вепсы селились по рекам и озерам небольшими поселениями. Судя по топонимам, такие селения существовали по Онеге с притоками, по Северной Двине с притоками Вага и Пинега и вплоть до Мезени. Встретив на новом месте коренное поселение — лопь, переселенцы из Межозерья частью ассимилировали их, частью оттеснили к северу, а с приходом славян и сами со временем обрусели.
Образно этот этнос можно назвать «озерным народом», вся его история тесно связана с освоением земель, где всегда было великое множество озер. Большая группа вепсских названий озер сохраняет в себе особенности растительного мира водоема и его окрестностей, но это — растительный мир не сегодняшних дней и даже не XX века, а того отдаленного времени, когда рождалась вепсская топонимия.
Куз — озеро в Вытегорском районе, (по-вепсски «куз» — «ель, еловый»), когда-то в прошлом здесь был еловый лес.
Падеж — озера Большое и Малое в Вытегорском районе. В переводе с вепсского «педаи» — «сосна», «педажом» — «сосняк», до сих пор в окрестностях озер стоят сосновых леса. С течением времени озера превращаются в болота.
Вехк — озеро, на Вологодчине насчитывается восемь озер с названием Вехк. В переводе с вепсского «вехк» — «вахта, водяной трилистник». Ко времени образования топонимов озер берега их начали заболачиваться, так как вахта является непременным спутником топких мест.
Рог — озеро в Белозерском районе — «тростниковое озеро», с вепсского «рого» — «тростник, камыш».
Кач — озеро, одно в Белозерском, другое в Вытегорском районах, с вепсского «хач» — «кувшинка, кубышка».
Происхождение большинства вепсских названий озер связано с рыболовством. Агвен — озеро в Вытегорском районе, с вепсского «ахвен» — «окунь». Гаук — озеро в Вытегорском районе — с вепсского «хауг» — «щука». Ерш — озеро в Бабаевском районе — с вепсского «ёрс» — «ерш». Сярг — озеро в Бабаевском, Вытегорском районах и Серг — озеро в Харовском районе — с вепсского «сарг» — «плотва».
Некоторые названия говорят о сельскохозяйственных культурах, которые выращивали вепсы тысячелетие назад. Например,
Тюг — озеро (Вытегорский) — с вепсского «тюг» — «яровые злаки».
Надреч — озеро (там же) — с вепсского «нагрис» — «репа».
Пельмах — озеро (там же) — с вепсского «пельхин» — «лен».
Изложенные в главах 1–4 исследования и выводы финских и русских ученых приводят нас к следующему представлению развития истории севера Русской равнины. Племена финно-угров можно считать коренным населением этих регионов (в связи с отсутствием более древних данных, чем V тысячелетие до нашей эры). Арии пришли сюда в IV тысячелетии, и осваивали эти территории вместе с коренным населением. Находясь в постоянном контакте с ариями, финно-угры впитывали их культуру, их религию и веру. Через полторы тысячи лет арии покинули эти земли. Финно-угры после их ухода заняли обширные пространства от Прибалтики до Урала.
______________________________________________________________________________
- В коми языке куз - хвощ; кач - кора дерева (употребляли в пищу в голодные годы, подмешивали в муку).