Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Святки

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

СВЯТКИ

     По православному календарю 6 января (24 декабря ст. ст.) отмечается Рождественский сочельник - Навечерие Рождества Христова. В этот день заканчивается Рождественский (Филипповский) пост, продолжавшийся с 28 ноября (15 ноября ст. ст.), и начинаются Святки. Это красочные и радостные празднества, включающие в себя как христианскую символику, так и древние обряды, связанные с началом солнечного года. Хотя в результате неточности юлианского календаря к началу XX века солнцеворот и Рождество оказались отстоящими друг от друга на 13 дней, первоначальная взаимосвязь этих праздников из святочной обрядности не исчезла.
     Сочельник находится как бы на грани поста и праздника Рождества. По церковным канонам, в этот день требуется особо строго соблюдать пост. Рекомендуемая верующим ритуальная еда — кутья (рисовая каша с медом и изюмом) и сочиво (размоченные в воде зерна пшеницы). Наименование последнего блюда и определило само название Навечерия Рождества у русского крестьянства. У коми тоже было принято готовить в сочельник блюдо из ячменных вычищенных зерен, собственно говоря, сочиво. Хотя сам этот день называли в народе кутя лун (день кутьи). Иногда куття называли и весь святочный период.
     У коми не воспрещались хозяйственные работы в Сочельник, но в большинстве домов в этот день не столько работали по хозяйству, сколько были заняты подготовкой к празднованию Рождества. У удорских коми в Сочельник варили в немалом количестве домашнее пиво (сур), поэтому он считался пивным праздником и назывался медес.
     Молодежь и дети готовились славить Рождество Христово, вырезая из разноцветной бумаги звезды. В Евангелии говорится, что при рождении Христа в небе вспыхнула яркая звезда, которая известила всех о Его явлении в мир. Поэтому славить Христа и полагалось со звездой.
     Славить Христа начинали в Рождественское Навечерие (Рöштво Рытъя). Во многих местах «со славой» ходили и на следующий день, после церковной службы Всенощного бдения - в честь Рождества Христова. Дети, парни и девушки с зажженными свечами и разноцветными звездами в руках ходили по домам группами по два-три человека. Испросив разрешения у хозяина, пели: «Рождество твое, Христе Боже наш», «Христос рождается, славите», «Днесь во днесь». При этих и других в начале, середине и конце «славильных» песен исполняющие кружили над головой рождественские звезды. За исполнение «славы» хозяева одаривали шаньгами, пирогами, давали мелкие деньги.
     Был известен у коми и обряд колядования (рытъя сьылöм), который отличался от славления со звездой, прежде всего, тем, что хвалебные песни исполнялись уже в честь хозяина. Колядники наряжались в маскарадные костюмы, маски, плясали и славили хозяина с его домочадцами, спрашивая при этом, узнают их или нет. Истоки этого обряда, широко распространенного также у восточных славян, несомненно, уходят в языческую древность.
     С Рождественской ночи одним из любимых развлечений молодежи становились гадания (вöрöжитчöм, тунъясьöм). Благоприятным для предсказаний считался весь святочный период (Вежадыр). По хозяйственным народным приметам коми крестьяне старались определить погоду на лето и виды на урожай. Считалось, что если в Святки на деревьях пушистый иней, то будет хороший урожай хлеба. Если от Рождества до Крещения морозы — от Петрова (29 июня ст. ст.) до Прокопьева дня (8 июля ст. ст.) будет вёдро. Коли в Святки дождит, летом хлеб вымерзнет. В Святки на деревьях и кустах много снега - год будет урожайным, а если снег осыпался, то хорошего года не жди. И т.д.
     Во время Святок (Вежадыр), по сохранившимся у коми языческим представлениям, земной мир как бы соприкасался с потусторонним. Начиная с Сочельника, родители с наступлением темноты рассказывали детям о злых духах — куття войса или вежа войса, которые в ночь на Рождество будто бы выходили из воды и слонялись по земле все святочные ночи. Детям говорили, что куття войса могут схватить зазевавшихся и утащить в прорубь. В то же время эта якобы близость «того света» давала возможность узнать свое будущее.
     Девушки в Святки особенно увлекались гаданиями о замужестве. Ранним утром в день Рождества, с первым скоромным куском во рту девушки выбегали за ворота и спрашивали имя у первого встречного, веря, что так же зовут их суженого. Чтобы узнать, в какой стороне живет будущий жених, бросали через забор обувку и смотрели, в какую сторону носком она упадет. С этой же целью девушки собирали с пола мусор и просеивали его через сито на снег, приговаривая: «С которой стороны собака залает, в той стороне и жених живет». Гадали, перебирая жерди изгороди: «Вдовец — холостец, вдовец — холостец». Утром падали специально навзничь в сугроб и смотрели потом отпечаток. Если пропечатывалось как бы две головы, то в новом году ожидалась свадьба. Если же на отпечатке вообще голова не вышла, это считалось признаком скорой смерти. Девушке, пожелавшей узнать, в какой стороне живет будущий муж, завязывали глаза и, покружив ее на месте, смотрели, куда она пойдет. Или же глаза завязывали лошади. Девушка садилась на нее, лошадь заставляли сделать несколько кругов внутри ограды. Если после этого лошадь находила дорогу за ограду, девушку в новом году ожидало замужество. Еще на пол в избе насыпали зерно и бросали в него обручальное кольцо. Если впущенный в избу петух начинал клевать кольцо, то девушку ожидало замужество, если зерно — нет.
     Чтобы узнать возраст будущего супруга, девушки сыпали золу или пепел на перекрестке трех дорог, около бани или за огра¬дой. Если утром на золе оставались следы валенок, то девушке суждено выйти за старика, если следы котов — за мужчину средних лет, сапог — за молодого парня. Парни при этом нередко подшучивали над гадающими и специально оставляли ночью на золе отпечатки больших валенок.
     Имя мужа узнавали следующим образом: три девушки собирались вместе, клали между жерновами ручной мельницы (ки-пом изки) три иголки без ушек и, крутя по очереди жернов, старались по издаваемым при этом звукам определить имя суженого. Чтобы узнать, какой характер будет у свекрови, ставили на огонь сковороду с налитой в нее водой. Если вода закипала бурно, считалось, что будущая свекровь будет злая.
     Особенно популярными и притягательными для молодежи были так называемые страшные гадания. Проводились они ночью в наиболее предпочтительных для нечистой силы местах: на перекрестках трех дорог, в бане, овине, сарае, в голбце и т.д. Такие гадания считались наиболее верными. Но в то же время и опасными.
     В голбце, сеннике или нежилой горнице девушки гадали ночью о суженом, сидя перед зеркалом с поставленной рядом с ним свечой. Обязательным условием при этом было полное одиночество. Глядя в зеркало, нельзя было мигать. Увидев в зеркале суженого или что-либо другое, полагалось сразу же покинуть помещение для гадания, иначе нечистая сила могла войти в него.
     Нечетное количество девушек, собравшись на гадание, шли ночью на перекресток трех дорог, садились на коровью шкуру и очерчивали вокруг нее круг с помощью угля — так, чтобы за линией круга не оставалось краешка шкуры. Считалось, что та девушка, которая услышит звуки колокольчика или скрип полозьев, выйдет в будущем году замуж. Можно было слушать и из круга, очерченного ножом, лучше всего хлебным. При этом нож втыкали в землю в том месте, где замыкалась линия. Или же слушавшие садились в круг, взявшись за мизинцы, накрывались скатертью или холстом, которым закрывали хлеб, а на голову клали краюху хлеба. Особо боязливые брали с собой в круг кошку — для оберега от нечистой силы.
     Таким способом гадали не только о суженом, но и о смерти. Если удавалось услышать стук, то считалось, что в той стороне будет покойник: это ему якобы гроб делают.
     В указе Петра Великого было сказано: «...Считать новый год не с первого сентября, а с первого января сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом...». С тех пор на Руси в середине святочного периода стали праздновать и наступление нового календарного года.
     По православному церковному календарю 1 января считается днем святого Василия, поэтому у коми первый день нового года назывался Василей лун. По новому стилю эта дата соответствует 14 января, так называемый старый новый год.
     Праздничные увеселения накануне Васильева дня проходили у коми с песнями, танцами, играми, ряжеными. Отличительной особенностью посиделок в канун Васильева дня было то, что на них собиралась не только молодежь, но и все желающие. Молодежные игры и песни, исполняемые на посиделках в канун Васильева дня, отличались ярко выраженным любовным содержанием. После некоторых песен разбившиеся на пары участники посиделок целовались, что не было принято на обычных посиделках в другие дни. В некоторых коми деревнях одним из главных на этих посиделках считалась игра «Выбор на год» (Вогöгöрся бöрйöм), во время которой парни выбирали себе пару среди приглянувшихся им девушек. Выбор этот считался действительным на весь будущий год. В других местах Коми края подобная игра проводилась раньше, в Михайлов день (8 ноября ст. ст.).
     Как и на увеселениях, в другие дни Святок видное место в новогодний вечер у коми отводилось играм, связанным с ряжением. Повсеместно, например, рядились в коня. Хотя в разных местах края инсценировки, разыгрываемые молодежью, имели свои особенности. Например, на Печоре (Покча, Скаляп) накануне Васильева дня в нанятой для посиделок избе собиралось до двадцати парней, каждый из которых приносил с собой семь шелковых платков. Платки эти они наматывали на обе руки, изображая вожжи, повязывали на шею (хомут), привязывали сзади к поясу (хвост). Каждый из парней в руках держал колокольчик, прикрепленный к такому же платку. Из числа ряженых выбирали главного «коня», который шел во главе остальных «коней», выстроившихся в колонну по двое. Один из ряженых парней изображал кучера. Все участники маскарада выходили из избы на улицу, и кучер плеткой гонял по селу «коней» в течение нескольких часов.
     Зрелище это привлекало много зрителей, особенно оно нравилось ребятишкам. Ряженые возвращались в избу, и вместе с девушками начиналось обычное веселье с песнями и плясками под гармошку. При этом организаторами веселья выступали ряженые. В сысольских селах Пыелдино и Куратово ряженые в шутку били плетками из соломы тех, кто не участвовал в складчине по найму ворсан керка, требуя от них угощения.
     Наряду с конем, на Васильев вечер было принято рядиться в журавля. Для этого на парня, держащего в руках кочергу или прялку загнутым концом вверх, набрасывали полог. Несколько парней, наряженных таким образом, устраивали на посиделках небольшие представления. Они «клевали» концом прялки или кочерги друг друга и зрителей. Зрители при этом со смехом разбегались, вскакивали на лавки, залезали на полати, создавая общую суматоху и веселье.
     Были и другие маскарадные костюмы. Например, надевали вывороченную наизнанку овчинную шубу, нахлобучивали на голову старую лохматую шапку, ноги — в рваную обувь, а на лицо накидывали вымазанную сажей тряпку. В Усть-Куломском районе такой наряд называли йöгра-яран (манси-ненцы). Было принято переодевание мужчин в женскую одежду и наоборот. Одной из популярных в Васильев вечер игр у молодежи была также горань (жмурки).
     Помимо посиделочных развлечений, канун Васильева дня было принято отмечать праздничным ужином. На Сысоле и Вычегде для этого обязательно варили свиную голову и ноги, поэтому этот день так и назывался порсь юр-кок вильöдан лун (день обгладывания свиной головы и ног). В народе говорили: Кöть мыйкö закладö пукты, но тайö сёянсö лöсьöд (Хоть заложи что-нибудь, но эту пищу приготовь).
     В новогоднюю ночь многие пытались определить хозяйственные перспективы на год. Существовала народная примета, что если Васильева ночь звездная, то будет хороший урожай ягод, а если нет, то хорошо уродится только черника. После новогоднего ужина дети искали на полу хлебные зернышки. Если находили, то считалось, что год будет урожайным.
     Относительно замужества, гадания в Васильев вечер считались особенно удачными, ведь они проходили как раз на рубеже года старого и нового.
     После Васильева дня святочные увеселения потихоньку шли на убыль и завершались 6 (19) января, в церковный праздник Крещения. Накануне, в крещенский вечер, молодежь опять занималась гаданиями. По поверьям коми, в этот вечер особенно опасна была святочная нечистая сила (куття войса, куття васа, Вежа пуляк). А после Крещения вся эта нечисть опять уходила в воду.
     В день Крещения, как и у русских, главным обрядом было освящение воды в проруби — иордани. Эта вода считалась целебной. После молебна многие купались в иордани, умывались, мыли в ней руки, уносили эту воду домой и хранили в течение года.

ЗЫРЯНСКАЯ ЖИЗНЬ

0

2

Сыктывкарцы отметят святки по-коми

Традиционные святочные гулянья по-коми пройдут в сыктывкарском центре коми культуры в январе.

Как сообщили "Комиинформу" в учреждении, 14 января будет организован вечер "Вежадырся гажлöн ловшы" ("Святочная карусель") для активистов республиканской общественной организации Союз коми молодежи "МИ", в ходе которого пройдут коми святочные игры, гадания, забавы с ряжеными.

19 января ожидаются рождественские посиделки для представителей городских землячеств "Вежадырся гаж" ("Раз в крещенский вечерок"), проводящиеся в рамках программы "Сохраняя народные традиции". В посиделках примут участие члены Усть-Куломского, Корткеросского, Усть-Вымского, Прилузского и Сысольского, Княжпогостского землячеств, которые покажут театрализованные представления, посвященные рождественской тематике, споют святочные песни и представят гадания своего района.

Также в рамках мероприятия планируется выступление творческих коллективов "Эжва катыд", "Медбур кад" усть-куломского землячества, "Хорошее настроение" усть-вымского землячества, "Сыктыв му" сысольского землячества.

Анастасия Маркова,
"Комиинформ"

0