ПОМОЩНИК ЖРЕЦА: ФИННЫ - НЕДРУГИ МАРИЙСКОГО НАРОДА
Газета “Эрзянь Мастор” опубликовала статью помощника жреца и активиста «Мари ушем» Башкортостана Ильи Эванын-Бирского “У марийцев – своя вера”. Ниже приводим полный текст статьи:
“У нас сходство в языке, культуре и в древней, дохристианской религии. Самоназвания наших народов происходят из одного корня –«ар». На марийском языке суффикс «-зе» используется для обозначения одушевленного лица, как, например, суффикс «-ник» в русском языке: «охотник», «плотник». Если есть идентичность между нашими языками, то таким же образом возникло самоназывание эрзи: «ар + зя» -«человек» / «человеч – ник»/.
В средневековых источниках арабы называет эрзян «арсу». Изменение звучания гласных в словах – распространенное явление. Булгары могли называть древних эрзян «арсы». С течением времени изменилось произношение звука «а» в начале слова на «э».
Самоназвание марийцев происходят от слов «ма»+»ар», что значит «оседлые люди». «Мокша» в переводе с языка древних ариев значит «свободные». А название города Арзамас буквально переводится как «эрзянская страна, земля».
Часть марийцев сохранила свою древнюю религию до сих пор. В Прикамье, в средней и нижней Волге, на Урале било очень сильное влияние учения древнейшего арийского пророка Зороастра, поэтому марийская религия близка к зороастризму. Марийцам непросто сохранять свою веру, особенно в Башкирии, где они являются национальным меньшинством. Местные власти относятся лояльно к марийской вере, но усилилось нашествие христианских миссионеров разных мастей. Традиционно резко отрицательно относится ко всему язычеству православная церковь. В октябре 2007 года в Уфе они провели всероссийскую конференцию по борьбе с язычеством. Печатает на марийском языке брошюрки и зазывает в свои сети Новоапостольская церковь. Глубокие корни пустили в марийском райцентре Мишкино христиане-баптисты.
Но особенно сильное влияние на искоренение марийской веры оказывает лютеранская «Церковь Ингрии». Миссионерскую деятельность этой церкви в марийских регионах возглавляет финн Юха Вялиахо, бывший антисоветчик и персона «нон-грата». Всегда рядом с ним его жена эстонка Ану. Как козырь в своей миссионерской деятельности они использует дружеское расположение марийцев к финнам. Вопреки воле марийского народа, пользуясь нашим гостеприимством, они таким образом вонзают нам нож в спину. Чтобы построить свою церковь в центре марийского региона Башкирии Бирске, из Финляндии приезжали финские строители. Пользуясь нищетой местного населения, им удалось заманить в свои ловушки часть марийцев, которые готовы ради денег наплевать хоть на родную мать. Нашей единственной организации «Мари ушем», выступающей за национальное самосохранение, конечно, сложно конкурировать с Финской организацией, получающей огромные деньги из Финляндии и Америки, но есть еще у нас люди, которые не продаются. Нам сложно понять, почему финны так хотят скорейшего исчезновения марийцев. Совершенно очевидно, что христианизация марийского меньшинства намного ускорит их ассимиляцию среди русских. Основной составляющей нашей национальной самобытности всегда являлась своя, национальная религия. Новокрещенным из мари совершенно безразлично, чем отличаются различные течения христианства. Приняв христианство, они в первую очередь будут себя идентифицировать с русскими, так как доминирующей церковью в России остаётся православие. Так уже произошло в истории, когда исчезло основное большинство марийского населения. Сейчас эти потомки бывших эрзи, мокши, марийцев считают крамольным вспоминать о своих арийских корнях и называют себя русскими, а церковь вдалбливает им в головы, что они славяне.
Западные финны давно оторвались от волжских, и никакого морального права разрушать наши корни не имеют. Друзья познаются в беде и по делам. Марийцам Башкирии финны не оказывали даже копеечной помощи, но в последние годы развели бурную антимарийскую деятельность . Отныне они будут рассматриваться в Башкирии не иначе, как недруги марийского народа. На совести крестоносцев кровь и кости наших предков, и добра от них ждать не стоит.
Мы в «Мари ушем» Башкирии знаем, что эрзяне тоже стараются сохранить свои древние праздники, в том числе религиозные. Наш представитель был однажды на таком эрзянском празднике. У нас была очень добрая, благородная религия, может быть, эрзяне в будущем тоже захотят прийти к учению великого пророка древних арийских народов Зороастра. В «Мари ушем» PБ есть такие намерения, мы стараемся хоть раз в год выйти на общие моления. В этом году мы выйдем помолиться на природе возле г. Бирск 26 июня. В нескольких деревнях также намерены провести летний марийский религиозным праздник. Мы восхищаемся деятельность лидеров эрзянского народа, издающих газету «Эрзянь Мастор», которые вдохновляют нас своим примером. Когда есть такие герои, можно надеяться, что и на нашей улице будет праздник.
Илья Эванын-Бирский,
помощник жреца и член правления общественного движения «Мари ушем»
Республики Башкортостан“