Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские » Марий Эл » марийцы


марийцы

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Марийцы.
Марийцы (правельнее будет- мари) – один из финно-угорских народов Поволжья.
"Традиционно принято подразделять марийский народ на три
субэтнические группы:
1) Луговые марийцы (мар. олык марий), проживающие по левобережью
р. Волги, в основном на территории Республики Марий Эл и в некоторых
соседних районах Кировской области. Свое название эта группа марийцев
получила от места своего расселения, т.к. низкий левый берег Волги в старину
называли Луговой стороной.
2) Горные марийцы (мар. курык марий / кырык мары), живущие в
основном на правобережье Волги, главным образом в Горномарийском районе,
на юго-западе республики Марий Эл. В противоположность левобережью,
высокий обрывистый правый берег Волги в старину именовали Горной
стороной, – отсюда и название данной группы марийцев. Очень близки горным
марийцам в языковом и культурном плане и расцениваются многими учеными
как особая этнографическая подгруппа горных марийцев так называемые
лесные марийцы (кожла мары), живущие на левобережье Волги в западной
части республики Марий Эл.
3) Восточные марийцы (мар. эрвел марий), разбросанные островками
среди иноязычного населения на юго-востоке Кировской области, в Татарстане,
Удмуртии, Башкирии, Пермском крае, Свердловской области и некоторых
других регионах. В основной своей массе восточные марийцы являются
потомками марийских переселенцев с Луговой стороны."
Главное отличительная особенность мари от других финно-угров Поволжья сильная монголойдность(до 30 %), мари очень много переняли от тюркитов, в том числи и воинственость-в основном это касается луговых-жили по принципу "воюем со всеми подряд причем одновременно"( что наверное и хорошо) .

Отредактировано Касим (27.03.2008 20:20:25)

0

2

Касим, какой из диалектов используют в качестве литературного мирийского языка?

0

3

В основном луговой( к ним принадлежит большенство)

0

4

Например, у нас можно по фамилии узнать, с какого района человек. Если я назову свою фамилию, то жители Коми с точностью до населенного пункта могут определить, откуда я. У мари есть нечто подобное, есть "фамильные" села и деревни?

Отредактировано Косово_это_Сербия (19.03.2008 13:31:59)

0

5

Нет такого нет. К сажелению не сохранились у мари как к примеру у удмуртов, татар родовые предания ( говорю не за всех). К примеру в Кировской облсти есть село  с названием онологичным моей фамилии , но к нему я не кокого отношения не имею, мои предки пришли с другой стороны. По фам.,  можно опредилить сословное происхождения, те кто носит тюрские по звучанию фамилии явл., потомками черемисской аристократии(но не обезательно каждый случай надо разберать в отдельности), марийские четко переводится на русский.

0

6

В Кировской области очень много деревень с названиями очень похожие на фамили.
В Коми по дороге в Бадьёльск есть деревенька ТимаПедöр (ТимофейФёдор.

0

7

В Кировской области прямо около трассы(к сожелению не помню какой) есть небольшая деревня с названием "Москва", откуда в вятской земли могло взятся такое название? Может современ переселение московитов посли покорение Вятской республики, или это русифицированое местное финское название или название появилось в новое время?

Отредактировано Касим (23.03.2008 00:31:59)

0

8

abukomi написал(а):

В Коми по дороге в Бадьёльск есть деревенька ТимаПедöр (ТимофейФёдор.

Тима Педöр - Федор Тимофеевич.

Касим написал(а):

В Кировской области прямо около трассы(к сожелению не помню какой) есть небольшая деревня с названием "Москва", откуду в вятской земли могло взятся такое название? Может современ переселение московитов посли покорение Вятской республики, или это русифицированое местное финское название?

Москва есть и в Америке, даже не одна. А в Сыктывкаре есть местечко Париж.

0

9

Косово_это_Сербия написал(а):

Москва есть и в Америке, даже не одна. А в Сыктывкаре есть местечко Париж.

Как всегда содержательный и позновательный ответ

0

10

Ветлужское черемисское княжество.
Согласно «Ветлужскому летописцу», черемисы , жившие по реке Ветлуге (старое мар.  наз. Энер) был народ  сильным и воинственным, они находились под рукодоством свои кугузов-князей,  под их же предвотительством,  черемисы совершают походы в пределы г. Галича еще в конце XII века. Безрезультатно заканчивется попытка  галицкого князя Константина Ярославича силой  заставить ветлужских  черемис подчиниться  Галичу и платить дань «закамским  серебром»( пушниной).  В 13 -ом веки территория княжества распалагась в "буферной зоне" между Галицким княжеством, Вятской землей и северо-западной границой Улуса Джучи.  Расположение княжеста позваляло князьям лавировать между интересами этих трех государств, в зависимости от обстоновки поддерживая то одних, то других, так например:
-отряды из ветлужских марийцев по приклашению русских князей учавствуют в феодальнох войнах  Северо-восточной Руси.
-ветлужские князья участвуют в столкновениях с ушкуйниками.
-в 1415 г.,  ветлужани и вятчани совершили совместный поход на Северную Двину.
-в 1429 кугуз Кельдибек участвуют в походе татарско-булгарского войска под предводительством Алибека на Галич и Кострому.
-в 1433 Василий Косой  подченяет Ветлужское кугузутство и  присоединяет к галичскому уделу.
С воцарением Улу-Мухамеда в Казани союзные ему марийцы востанавливают княжество, но уже под протектаратом Казанского ханства.

+1

11

Марийцы в Глобальной Сети :cool:

0

12

ПОМОЩНИК ЖРЕЦА: ФИННЫ - НЕДРУГИ МАРИЙСКОГО НАРОДА
   Газета “Эрзянь Мастор” опубликовала статью помощника жреца и активиста «Мари ушем» Башкортостана Ильи Эванын-Бирского “У марийцев – своя вера”. Ниже приводим полный текст статьи:
   “У нас сходство в языке, культуре и в древней, дохристианской религии. Самоназвания наших народов происходят из одного корня –«ар». На марийском языке суффикс «-зе» используется для обозначения одушевленного лица, как, например, суффикс «-ник» в русском языке: «охотник», «плотник». Если есть идентичность между нашими языками, то таким же образом возникло самоназывание эрзи: «ар + зя» -«человек» / «человеч – ник»/.
   В средневековых источниках арабы называет эрзян «арсу». Изменение звучания гласных в словах – распространенное явление. Булгары могли называть древних эрзян «арсы». С течением времени изменилось произношение звука «а» в начале слова на «э».
   Самоназвание марийцев происходят от слов «ма»+»ар», что значит «оседлые люди». «Мокша» в переводе с языка древних ариев значит «свободные». А название города Арзамас буквально переводится как «эрзянская страна, земля».
   Часть марийцев сохранила свою древнюю религию до сих пор. В Прикамье, в средней и нижней Волге, на Урале било очень сильное влияние учения древнейшего арийского пророка Зороастра, поэтому марийская религия близка к зороастризму. Марийцам непросто сохранять свою веру, особенно в Башкирии, где они являются национальным меньшинством. Местные власти относятся лояльно к марийской вере, но усилилось нашествие христианских миссионеров разных мастей. Традиционно резко отрицательно относится ко всему язычеству православная церковь. В октябре 2007 года в Уфе они провели всероссийскую конференцию по борьбе с язычеством. Печатает на марийском языке брошюрки и зазывает в свои сети Новоапостольская церковь. Глубокие корни пустили в марийском райцентре Мишкино христиане-баптисты.
   Но особенно сильное влияние на искоренение марийской веры оказывает лютеранская «Церковь Ингрии». Миссионерскую деятельность этой церкви в марийских регионах возглавляет финн Юха Вялиахо, бывший антисоветчик и персона «нон-грата». Всегда рядом с ним его жена эстонка Ану. Как козырь в своей миссионерской деятельности они использует дружеское расположение марийцев к финнам. Вопреки воле марийского народа, пользуясь нашим гостеприимством, они таким образом вонзают нам нож в спину. Чтобы построить свою церковь в центре марийского региона Башкирии Бирске, из Финляндии приезжали финские строители. Пользуясь нищетой местного населения, им удалось заманить в свои ловушки часть марийцев, которые готовы ради денег наплевать хоть на родную мать. Нашей единственной организации «Мари ушем», выступающей за национальное самосохранение, конечно, сложно конкурировать с Финской организацией, получающей огромные деньги из Финляндии и Америки, но есть еще у нас люди, которые не продаются. Нам сложно понять, почему финны так хотят скорейшего исчезновения марийцев. Совершенно очевидно, что христианизация марийского меньшинства намного ускорит их ассимиляцию среди русских. Основной составляющей нашей национальной самобытности всегда являлась своя, национальная религия. Новокрещенным из мари совершенно безразлично, чем отличаются различные течения христианства. Приняв христианство, они в первую очередь будут себя идентифицировать с русскими, так как доминирующей церковью в России остаётся православие. Так уже произошло в истории, когда исчезло основное большинство марийского населения. Сейчас эти потомки бывших эрзи, мокши, марийцев считают крамольным вспоминать о своих арийских корнях и называют себя русскими, а церковь вдалбливает им в головы, что они славяне.

Западные финны давно оторвались от волжских, и никакого морального права разрушать наши корни не имеют. Друзья познаются в беде и по делам. Марийцам Башкирии финны не оказывали даже копеечной помощи, но в последние годы развели бурную антимарийскую деятельность . Отныне они будут рассматриваться в Башкирии не иначе, как недруги марийского народа. На совести крестоносцев кровь и кости наших предков, и добра от них ждать не стоит.

Мы в «Мари ушем» Башкирии знаем, что эрзяне тоже стараются сохранить свои древние праздники, в том числе религиозные. Наш представитель был однажды на таком эрзянском празднике. У нас была очень добрая, благородная религия, может быть, эрзяне в будущем тоже захотят прийти к учению великого пророка древних арийских народов Зороастра. В «Мари ушем» PБ есть такие намерения, мы стараемся хоть раз в год выйти на общие моления. В этом году мы выйдем помолиться на природе возле г. Бирск 26 июня. В нескольких деревнях также намерены провести летний марийский религиозным праздник. Мы восхищаемся деятельность лидеров эрзянского народа, издающих газету «Эрзянь Мастор», которые вдохновляют нас своим примером. Когда есть такие герои, можно надеяться, что и на нашей улице будет праздник.


Илья Эванын-Бирский,
помощник жреца и член правления общественного движения «Мари ушем»
Республики Башкортостан“

0

13

Всех - с наступающим годом… Черепахи!

Именно так жителям республики логичнее поздравлять всех своих земляков. Вопреки традиционному календарю в Марий Эл 2010 год будет не годом Тигра, а годом Черепахи. Мало кто знает, что в нашей республике существует свой национальный календарь, согласно которому нынешний год считается годом Бобра, а год наступающий – Черепахи.

Главный символ наступающего года готовится к встрече с йошкар-олинцами. Сейчас у горожан есть хорошая возможность увидеть, кто будет скрываться под маской хищника. «На лицо ужасное, добро – внутри» - актер парка Ольга ШЕстакова уверена – это как раз про ее героя. В отличие от традиционных представлений, ее тигр, напротив, должен подружиться с маленькими йошкар-олинцами и развлекать всех – даже взрослых.

Роли – выучены. Движения – отрепетированы. Накануне наступающих праздников сотрудники парка культуры и отдыха проводят последние, уже генеральные репетиции. Вот этот состав – лишь малая часть актеров, которые будут веселить народ во время уличных гуляний. Всего 18 актеров задействованы в новогодних представлениях – здесь будут и Снеговик, символ уходящего года – Бычок, знаменитые Смешарики и Зайчик. Новогодняя программа построена по простому принципу. Главное – чтобы детям было интересно. И взрослые смогли присоединиться к развлечению. На месте стоять, обещают актеры, они не позволят никому – чтобы не замерзнуть.

Праздничные представления горожанам будут показывать ежедневно – начиная с 31 декабря по Рождество включительно. Причем не только на Центральной площади, но и в городских дворах.
Чувствуется приближение праздника и в отделах продажи и проката маскарадных костюмов. Перевоплотиться в деда Мороза или Снегурочку – сейчас довольно просто. Кто-то предпочитает костюмы покупать, другие – брать на прокат. Это тоже вариант – учитывая, что Новый Год – сезонный праздник. В этом отделе ажиотажа пока не почувствовали. Но говорят – ждут заказов на маскарадные костюмы ближе к концу декабря, когда начнутся детские утренники и корпоративы.

Здесь сохранились костюмы еще с советского времени. Есть и новые, современные – правда, они на порядок дороже. Так, прокат наряда Деда Мороза обойдется в 200 рублей за сутки. Снегурочки – на 50 рублей дешевле. Детские – стоят недорого. Костюм Незнайки, например, советского образца, стоит 10 рублей за день напрокат. Правда, нет здесь – наряда Черепахи. А ведь она – символ наступающего нового года по марийскому календарю.

Свой национальный календарь у марийцев существовал издавна. Но впервые официально был опубликован лишь этой весной в журнале «Марий Сандалык». Вместе с этим марийские карты очень бы хотели, чтобы новогодние национальные традиции вновь возродились на марийской земле. Правда, даже в одном из самых популярных отделов марийских сувениров нет ни одного намека на предстоящий год Черепахи. Зато сувениров с изображениями тигра, сделанных руками марийских мастеров, - достаточно. Карты не запрещают праздновать жителям республики традиционный Новый год, но просят не забывать и о своем, национальном. Тем более такая уникальная традиция могла бы стать еще одной изюминкой нашей республики. Отпраздновать марийский новый год Черепахи в марте – чем не повод пригласить туристов в Марий Эл.


http://www.newsmari.info/novosti/

_________________________________________________

          - Год черепахи по зороастрийскому календарю.

0


Вы здесь » Бадьёльйывсаяс - Бадьёльские » Марий Эл » марийцы