Л.Н.ЖЕРЕБЦОВ
ПЕРМЬ ВЫЧЕГОДСКАЯ
И ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ
(X—XIV ВВ.)
Расселение древних пермян. X—XIV века н. э. играют особую роль в этнической истории народа коми. Именно в это время существуют племена Перми Вычегодской -прямых и непосредственных предков современных коми (зырян). Термин «пермь» появляется в русских летописях не позднее XI в. По сведениям В.Н.Татищева, наиболее ранние известия о перми имеются в Степенной книге и относятся к 967 г. Содержание этого этнонима было довольно неопределенным. Локализовалась эта летописная пермь где-то в бассейне Вычегды. По более поздним письменным источникам, в частности по данным «Жития св. Стефана Пермского», территория перми ограничивается бассейном Выми и прилегающим участком Нижней Вычегды. Однако археологические исследования последних лет показали, что в очерченном районе обитало только одно из племен перми. Памятники вымской археологической культуры, оставленные, несомненно, летописной Пермью, уже обнаружены в бассейнах Нижней Вычегды, Лузы и Мезени. Не исключено нахождение их и на других соседних территориях .
В исторических источниках XVII в., а также и в исследованиях XVIII в., процитированных в книге Э. А. Савельевой, имеются указания об обитании пермян (зырян) на Нижней Вычегде, начиная от района Сольвычегодска. И.И.Лепехин западной границей обитания зырян считал устье Вычегды. Он писал, что первым поселением зырян на Вычегде было с.Усть-Пырос (район современного Котласа) . Село Пырское до недавнего времени существовало возле г.Котласа. Вымско-вычегодская летопись сообщает, что Стефан Пермский в начале 1379 г. крестил пермян на Пыросе и на Виледи, а потом уже поднялся к устью Выми . Следовательно, имеются основания полагать, что в средние века граница расселения прямых предков коми проходила гораздо западнее современной.
В исторических исследованиях утвердилась точка зрения на относительную неизменность этнической территории коми в X— XX вв. н. э. Обычно границы Коми края показываются на картах и принимаются исследователями приближенными к современным . Изучение имеющихся археологических материалов, данных топонимики и исторических источников показывает, что данная точка зрения не соответствует действительности.
По известным в настоящее время результатам раскопок и разведок Э.А.Савельевой, К.С.Королева и др. выявляется обитание древних пермян в бассейнах Средней и Нижней Вычегды и ее притоков - Сысолы, Выми, Виледи, Лузы, Пинеги и Вашки . Берега других рек бассейна Северной Двины: Юга, Сухоны, Устьи, Тоймы, Уфтюги, а также р. Вятки и ее притоков: Моломы, Летки и Кобры - в археологическом отношении изучены пока недостаточно. Однако в последнее время положение начало улучшаться. Л. Д. Макаровым раскопано средневековое Подгорбуновское городище на р. Юг, ранний слой которого «близок поздневанвиздинским памятникам», а «поздний слой датируется XII—XIII вв. и оставлен, вероятно, славянским населением». Н.В.Гуслистов раскопал Марьинский могильник на р. Сондуге (приток р. Ваги в верхнем течении), относящийся к XIII — XIV вв. По его мнению, «памятник наиболее близок по своему характеру к памятникам, оставленным Лузской Пермцей». О.В.Овсянниковым раскопан Корбальский могильник на берегу р.Ваги, относящийся ко второй половине XI—XII вв., который, как он считает, «оставлен древним „чудским населением" и является, по существу, первым исследованным могильником летописной „чуди заволочьской"». В. А. Семенов полагает, что на Варнинском могильнике (бассейн р.Чепцы) имеются комплексы VI—XII вв. «явно верхнекамского происхождения». Целая группа средневековых памятников VI—XIV вв. исследована в верховьях р. Камы. В. А. Кананин считает их локальным вариантом ломоватовской и родановской культур.
Н.В.Гуслистов и О.В.Овсянников приписывают исследованные ими памятники «чуди заволочьской». Однако этническая принадлежность ее еще не установлена. Данные же русских летописей, писцовых и переписных книг XVII—XVIII вв., гидро- и топонимики показывают, что поселения древних пермян в X-XIV вв. располагались по всему течению р. Юг, практически с верховьев (с.Пермас, д.Пермяцкая в Никольском рне Вологодской обл.), по низовьям р.Сухоны, по верхнему течению Северной Двины (с.Пырское возле г.Котласа, с.Пермогорье в Красноборском р-не Архангельской обл.), по всему течению р. Устьи вплоть до ее впадения в р.Вагу, по среднему течению р.Пинеги (с.Пермское и д. Пермяковская в Карпогорском р-не Архангельской обл.). В очерченных границах распространены пермские и близкие им топонимы. Перечислим некоторые из них: например, реки Воч, Вотча, Ентала, Ионтала, Камова, Кузюг, Мичков и др. в Никольском у.; озера Касты, Вад, Керкаты; реки Ворель, Корва, Кервас, Лекваш, Падиоль и др. в Лаль-ском у.; реки Важа, Изовка, Пурта и др. в Устюжском у.; реки Вотча, Ворса, Ентала, Нюрс, Маега, Тырас и др. в Красноборском у.; реки Вадья, Вель, Вотча, Ваешка, Кача, Юра и др. в Вельском у.; реки Вотча, Измас, Мичма, Ошиха и др. в Тотемском у., а также Перм-озеро, оз. Пермянские ямы, реки Перемка, Пермас, Пермовка и вышеназванные населенные пункты в тех же уездах. Отдельные названия «пермского» типа встречаются и в других уездах.
Конечно, имеющиеся гидронимы и топонимы далеко не бесспорны в отношении принадлежности их к пермским языкам, однако концентрация значительного количества однотипных слов на ограниченной территории, где к тому же обнаруживаются и близкие пермской культуре археологические памятники, делает такую гипотезу достаточно вероятной.
Существование пермской топонимики в указанном регионе подтверждается специальными исследованиями топонимистов. Так, И.В.Власова, анализируя распространенность топонима «дор» в междуречье Северной Двины и Волги, приходит к выводу, что «влияние коми дор на происхождение топонимов междуречья Двины и Волги очевидно» и «что топонимы с основой дор на восточных территориях Севера - не только западного происхождения». Об этом «свидетельствует тот факт, что они встречаются и остаются до настоящего времени в местах, близких к расселению коми, и наименее распространены по Двине и Сухоне, где поселения коми исчезли уже к XIV в.» В.А.Никонов выводит топоним «дор» от слова «драть», связанного с подсечной системой земледелия. Эту точку зрения поддерживает также Ю. И. Чайкина. Это и имеет в виду И. В. Власова, говоря о западном происхождении топонима. Произведенные ею подсчеты показали, что, хотя «расчистка пашни из-под леса существовала в указанном районе и в XIX в., число названий селений с основой дор («драть») становилось меньше: если в конце XVIII в. они в районах двинских и волжских притоков составляли 4,6%, в середине XIX в. - 3, то к концу XIX - началу XX в. их число упало до 1%» 16.
И.В.Власова, как видим, не сомневается в обитании предков коми в вышеочерченном регионе. Она пишет, что «предки коми пришли на Вычегду с Камы и Вятки во второй половине I тысячелетия н. э. А в начале II тысячелетия они начали расселяться на северо-запад и северо-восток и достигли Верхней Двины и даже бассейна р. Юг, где в XII-XIII вв., как уже указывалось выше, их встретили новгородцы и низовцы». Потомки древнепермского населения там отмечены в документах и в более позднее время. Та же И.В.Власова приводит данные о потомках древних пермян в границах Пермасского и Красавинского сельсоветов и г.Котласа. Она пишет, что в 1920 г. «селения коми обнаружены и в Устюжском (130 хозяйств) и в Никольском (29) уездах», и далее указывает конкретно, в каких волостях, подчеркивая, что это именно в тех «местах, где с XIV в. начинается оттеснение коми на восток». По данным И.В.Власовой, опиравшейся на перепись 1926 г., «нет ни одной деревни, где было бы чисто коми-зырянское население. Оно живет вместе с русскими».
Сошлемся также на многочисленные работы А.К.Матвеева по изучению топонимики Русского Севера. В статье «Типы бытования географических терминов в субстратной микротопонимии Русского Севера» он указывает, что «на юго-востоке Заволочья типичной прибалтийско-финской микротопонимии противостоит какой-то особый микротопонимический ареал…». Западную границу его он определяет как «идущую с северо-востока от верховий Пинеги на юго-запад к р.Ведь, как раз вдоль юго-восточной границы ареала прибалтийско-финской микротопонимии. Намечавшаяся граница между прибалтийско-финской и пермской (?) микротопонимией не отличается четкостью, что весьма обычно при отражении в топонимии этнических контактов, однако реальность выделения особой, четко локализованной группы названий не внушает сомнений». В статье помещены три карты, показывающие распространение тринадцати рассматриваемых топонимов.
В другой работе А.К.Матвеев подчеркивает, что «топоосновы саамского и пермского происхождения имеют более узкие ареалы соответственно к западу и к востоку от р. Северной Двины», и для примера рассматривает несколько формантов. «Так формант - юга - (уга), как уже было отмечено, увязывается с древнепермским - юг - (юга) - «река», а формант - ела - может получить объяснение не только из прибалтийско-финских, но и из пермских данных (ср.: коми – ёль - «лесной ручей»)». Некоторые из этих основ имеют также убедительные пермские этимологии. Сравните коми реч - «русский», сыл и ком сыв (сыл - «талый»). Таким образом, как считают многие исследователи, «территория распространения коми топонимии гораздо шире административных границ Коми АССР».