СЫКТЫВКАРСКИЕ УЧЕНЫЕ ВЫЯСНИЛИ ТАЙНЫ ОТНОШЕНИЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН КОМИ НАРОДА
Как сообщил Информационному центру финно-угорских народов кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Олег Уляшев, в июне в издательстве КНЦ вышла книга «Мужчина и женщина в традиционной культуре коми», написанная им в соавторстве с этнографом Ириной Ильиной. «Это первая научная монография на подобную тему в России. Мы работали над ней более 10 лет, — отметил он. — Ранее у некоторых исследователей выходили статьи по отдельным аспектам этой темы, но целостной картины не представлял никто».
По его словам, главный вывод, к которому пришли авторы работы, заключается в том, что благодаря природно-климатическим особенностям региона у коми издавна сложился особый тип хозяйства, повлиявший на взаимоотношения полов. «Если у южных народов и даже русских средней полосы можно говорить о жестком примате мужского начала над женским, поскольку мужчины занимались крестьянским трудом — основным источником пропитания, то у коми, а также их соседей сложилась иная картина», — рассказал О.Уляшев. Так, у коми сферы мужских и женских занятий оказались очень четко разделены, они идут параллельно друг другу. Коми мужчина всегда больше внимания уделял охотничьему промыслу и рыболовству, поэтому большую часть года пропадал в лесах. Вплоть до 20-х годов прошлого века такие промыслы обеспечивали до 70-75 процентов доходов семьи. Земледелие, огородничество ложились на женские плечи за исключением пахоты и сева, которые осуществляли все-таки мужчины. «В результате у коми женщины доминировали во внутрисемейных отношениях, тогда как мужчина в доме фактически являлся почетным гостем, — рассказал О.Уляшев. — Ранее ученые механически переносили на коми модель крестьянской семьи, существовавшей в средней полосе России, но это неверный подход. У коми не было домостроя, было равноправие полов».
Вместе с тем, как пояснил ученый, существовали каналы социального общения, связывающие представителей разных полов и обеспечивавшие стабильность брака и воспроизводства населения. «Уже с детства существовали общие игры, занятия для мальчиков и девочек — в них, а также на молодежных посиделках подбирались пары, впоследствии вступавшие в брак. У коми в отношениях мужчин и женщин существовала и любовь», — отметил О.Уляшев.
Этнограф развеял миф о сексуальной распущенности коми девушек, взявший начало из ранних этнографических работ известного социолога Питирима Сорокина. «По сравнению с народами более южных регионов коми девушки отличались большей свободой. Они были экономически свободны — все заработанные с малых лет деньги оставались у них на руках, откладывались на приданое. У коми допускалось больше вольностей в отношениях юношей и девушек, однако была и значительная регламентация отношений, предотвращавшая нежелательные для общества последствия. Так, существовал запрет на брак между родственниками до определенного колена, между детьми крестных родителей — они считались близкими родственниками, запрещены были гуляния во время постов, — рассказал ученый. — У коми по переписям XIX века зафиксирован вдвое больший уровень численности внебрачных детей, чем у соседних русских — 4-5 процентов вместо 2. Однако выйти замуж девушке с ребенком не было проблемой, и таких детей не ущемляли в правах. Зато в браке коми женщина блюла чистоту».
Как пояснил собеседник, браки у коми заключались как по расчету родителей молодых, так и по любви. Например, в деревнях по реке Вашка в Удорском районе существовал обычай «увода», когда молодой человек крал девушку и спустя год приходил «мириться» и получать благословение на брак к ее родителям. В Усть-Куломском районе существовал обычай, согласно которому парень мог отдать любимой девушке в церкви перед венчанием ее с другим мужчиной шнурок от обуви — в случае согласия девушки принять его свадьба с навязанным женихом расстраивалась. «В основном, браки заключались по согласию, хотя девушку из очень бедной семьи могли выдать замуж поскорее без учета ее желания», — отметил О.Уляшев.
Ученый также сообщил, что у коми не было принято двоеженство, как у некоторых соседних финно-угорских народов, однако такие случаи фиксировались исследователями. Некоторые пары жили семьей без официального заключения брака в церкви — особенно это характерно для старообрядцев. «В староверческой среде иногда «венчались» вокруг ступы — и это считалось не хуже церковного брака, — сказал он. — Женщины могли прожить несколько лет в таком браке, а затем «развестись» по собственному желанию».
По словам О.Уляшева, сейчас отчасти происходит возврат к описанной модели отношений мужчин и женщин коми на основе некоторого роста значения традиционного природопользования в сельской глубинке. «Однако охота требует больших площадей, а пространство лесов сужается — лес валят, добывают полезные ископаемые. Поэтому традиционная модель взаимоотношений у коми уходит в прошлое», — заключил он.
Юрий Попов,
ИЦФУН